|
|
Философский камень - один из известнейших артефактов в мифах и легендах разных стран.
Созданием философского камня занимались алхимики на протяжении нескольких тысячелетий.
В их представлении философский камень — это некое твердое или жидкое вещество, способное превратить любой простой металл в золото. В эзотерическом смысле символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.
Согласно легендам, секрет философского камня людям открыли боги. Якобы царь Мидас, правивший во Фригии, получил в дар от Диониса умение превращать все, к чему бы он ни прикоснулся неким волшебным камнем, в золото.
Но в действительности несметные богатства Мидаса происходили от того, ему принадлежали все месторождения золота во Фригии.
В средние века алхимики не видели различия между живой и неживой природой, считая, что металлы происходят, растут и созревают в земле от смешения серебра и серы.
В связи с этим золото они считали вполне созревшим металлом, а железо- недозрелым.
По мнению алхимиков, все металлы состояли из двух важнейших компонентов — серы и ртути. Таким образом, считали они, производя различные опыты и меняя соотношения этих двух компонентов, можно произвольно превращать одни металлы в другие.
Алхимики прошлого были уверены, что существует некая субстанция, которая может ускорить процесс созревания металлов, ведь в природе они созревают медленно. Поэтому пытаясь найти философский камень, они невольно пытались получить так называемый катализатор процесса.
Философский камень они представляли не только как физическую материю, но и как существо с живой душой. Считалось, что создать его можно из воды, огня и минералов, наделенных живым началом.
Но далеко не каждый алхимик мог создать философский камень. Тех, кто находил философский камень, называли адептами.
Философский камень наделяли мистическими волшебными свойствами. Ему приписывалась могучая сила: он должен был не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Так называемый «золотой напиток»- раствор философского камня — если его принять внутрь в малой дозе, должен был исцелить любую болезнь.
Также его считали эликсиром молодости и средством продления жизни. Верили, что это чудодейственное средство способно сделать человека совершенным и физически и духовно.
Согласно сохранившимся записям алхимиков древности, философский камень получали за четыре алхимических стадии:
Нигредо => Альбедо => Цитринитас => Рубедо
Нигредо (чернота) — первый этап создания, однородная черная масса из исходных компонентов.
Альбедо (белизна) — получение малого эликсира, который уже способен трансформировать металлы в серебро.
Цитринитас (желтизна) — описания процесса нет, по той простой причине, что более поздняя алхимическая школа посчитала его ненужным.
Рубедо (краснота) — завершающий и самый опасный этап. Малейшая ошибка в этом процессе может привести к взрыву.
При удачном завершении и получается Великий эликсир, он же Магистерий или Философский камень.
Философский камень — вечная цель и мечта человечества, а по сути, и по представлениям алхимиков — это не только конкретное вещество, способное изменять нечто одно в нечто другое, это некие знания, делающие человека владыкой мира, открывающие ему предназначение или цель жизни.
Алхимики в своих заблуждениях получить философский камень, подарили миру множество полезных вещей, используемые и по сей день — порох, селитру, некоторые кислоты, соли, лекарства.
Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.
Теперь же термин «Философский камень» употребляется в переносном смысле: в одних случаях — как символ поисков чего-то несуществующего, в других — как решающее средство, позволяющее достичь желаемых результатов.