Рубрика: артефакты

Философский камень -  один из известнейших артефактов в мифах и легендах разных стран.

Созданием философского камня занимались алхимики на протяжении  нескольких  тысячелетий.

В их представлении философский камень — это некое твердое или жидкое вещество, способное  превратить любой простой металл в золото. В эзотерическом смысле символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Согласно легендам, секрет философского  камня  людям открыли боги.  Якобы царь Мидас, правивший во Фригии, получил в дар от Диониса  умение превращать  все, к чему бы он ни прикоснулся неким волшебным камнем, в золото.
Но в действительности несметные богатства  Мидаса происходили от того,  ему принадлежали все месторождения золота во Фригии.

В средние века алхимики  не видели различия между живой и неживой природой, считая, что металлы  происходят, растут и созревают в земле  от смешения серебра и серы.
В связи с этим золото они считали вполне созревшим металлом, а железо- недозрелым.

По мнению алхимиков, все металлы состояли из двух важнейших компонентов — серы и ртути. Таким образом, считали они, производя  различные опыты и меняя соотношения этих двух компонентов, можно  произвольно превращать одни металлы в другие.

Алхимики прошлого были уверены, что существует  некая субстанция, которая может ускорить процесс созревания металлов, ведь в природе они созревают медленно.  Поэтому пытаясь найти философский камень, они невольно пытались получить  так называемый катализатор процесса.

Философский камень  они представляли  не только как  физическую материю, но и как существо с живой душой.  Считалось, что создать его можно из воды, огня и минералов, наделенных живым началом.

Но далеко не каждый   алхимик  мог создать философский камень.  Тех, кто находил философский камень, называли  адептами.

Философский камень наделяли мистическими волшебными свойствами.  Ему  приписывалась могучая сила: он должен был не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством.  Так называемый «золотой напиток»- раствор философского камня — если его принять внутрь в малой дозе, должен  был исцелить любую болезнь.

Также его считали эликсиром молодости и средством продления жизни.  Верили, что это чудодейственное средство  способно сделать человека совершенным и физически и духовно.

Согласно  сохранившимся записям алхимиков древности, философский камень получали  за четыре алхимических стадии:
Нигредо => Альбедо => Цитринитас => Рубедо
Нигредо (чернота) — первый этап создания, однородная черная масса из исходных компонентов.
Альбедо (белизна) — получение малого эликсира, который уже способен трансформировать металлы в серебро.
Цитринитас (желтизна) — описания  процесса нет, по той простой причине, что более поздняя алхимическая школа посчитала его ненужным.
Рубедо (краснота) — завершающий  и самый  опасный этап.  Малейшая ошибка в этом процессе может привести к взрыву.

При удачном завершении и получается Великий эликсир, он же Магистерий или Философский камень.

Философский камень — вечная цель и мечта человечества, а по сути,  и по представлениям алхимиков — это не только конкретное вещество, способное изменять нечто одно в нечто другое, это  некие знания, делающие человека владыкой мира, открывающие ему предназначение или цель жизни.

Алхимики в своих заблуждениях получить философский камень, подарили миру множество полезных вещей, используемые и по сей день   — порох, селитру, некоторые кислоты, соли, лекарства.

Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.

Теперь же  термин «Философский камень» употребляется в переносном смысле: в одних случаях — как символ поисков чего-то несуществующего, в других — как решающее средство, позволяющее достичь желаемых результатов.

Дата публикации: 06 июля 2010 в 20:55