|
|
Легенда возвращает нас во времена, когда боги Египта путешествовали по стране, находились среди людей и были прекрасно осведомлены об их желаниях и нуждах.
Египтом правил царь Ра, бог Солнца, который, однако, не был первым из династии Богов, правивших страной. Его предшественником на троне был Хефаистос, который, согласно Манефону, царствовал 9000 лет, тогда как Ра правил только 992 года. Как бы там ни было, «сотворивший и породивший самого себя» бог Ра правил человечеством весьма долгое время, ибо его подданные стали роптать и жаловаться на то, что он стар, что его кости подобны серебру, его тело подобно золоту, а волосы подобны лазуриту. Когда Ра услышал эти роптания, то приказал своим стражникам созвать всех богов, бывших вместе с ним в изначальном океане Мира, и попросить их тайно собраться в Великом Доме, который был ничем иным, как знаменитым храмом Гелиополя. Когда Ра вошел в Великий Храм, боги почтительно поклонились ему, заняли свои места по обе стороны от него и сказали, что ждут его слова. Обращаясь к Нуну, олицетворению Мирового океана, Ра попросил принять во внимание то, что мужчины и женщины, сотворенные его Оком, ропщут против него. Затем он попросил их это обсудить и обдумать то, как ему поступить, ибо он не хочет наказывать бунтовщиков, не выслушав совета богов.
В ответ боги посоветовали Ра послать свое Око и уничтожить богохульников, ибо нет такого глаза на земле, что мог бы противостоять ему, особенно когда Око принимает образ богини Хатор. Ра прислушался к совету и послал свое Око в образе Хатор, дабы уничтожить бунтовщиков, и, хотя они в страхе бежали в горы, Око, преследуя, настигло их и уничтожило. Хатор возрадовалась в своих разрушительных деяниях, и Ра похвалил ее по возвращении за содеянное. Уничтожение людей началось в Сутен-хенене (Гераклеополь), и на протяжении ночи Хатор ходила, увязая в крови людей. Ра доказал свою власть над бунтовщиками, и именно об этом, по-видимому, упоминается в главе XVII Книги Мертвых, когда говорится, что Ра впервые возвысился как царь в Сутен-хенене. Осирис также был коронован в Сутен-хенене, и в этом же городе жила великая птица Бену, или Феникс и «Крушитель Костей», упоминаемый в исповеди Отрицания.
Далее легенда описывает действие Ра, значение которого трудно объяснить. Бог приказал, чтобы к нему позвали посыльных, и, когда те прибыли, повелел им мчаться в Абу, или город Элефантину, подобно ветру, и принести огромное множество плодов под названием mamaam. Эти плоды отдали Сехмет, богине Гелиополя, чтобы она их раздавила и растерла, и, когда это было сделано, их смешали с человеческой кровью и добавили в большое количество пива, сваренного женщинами -рабынями из пшеницы. Всего они приготовили 7000 сосудов с пивом. Когда пиво показали Ра, он одобрил его и приказал отнести вверх по реке — туда, где богиня Хатор, по-видимому, все еще была занята убиением людей. Ра велел, чтобы в течение ночи это пиво лили на Луга Четырех небес, и когда пришла Хатор и увидела пиво с человеческой кровью и плодами мандрагоры в нем, она напилась его и опьянела и больше не обращала внимания на мужчин и женщин. Ра также повелел, чтобы в будущем на каждом из его празднеств готовили сосуды с «навевающим сон пивом» и чтобы их количество равнялось числу служанок Ра. Те, кто принимали участие в этих празднествах Ра и Хатор, пили пиво в очень больших количествах, и стараниями «прекрасных женщин», т. е. жриц, которые, как предполагалось, своей физической привлекательностью должны были напоминать Хатор, веселые празднества превращались в пьяные и распутные оргии
Вскоре после этого Ра пожаловался, что разбит болью и устал от своих детей — людей. Он считал их никчемным остатком и захотел умертвить еще большее их число. Но боги, бывшие рядом, попросили его терпеть и напомнили, что его сила пропорциональна его власти. Однако Ра был безутешен и жаловался, что его конечности впервые в жизни так слабы. В ответ бог Нун велел Шу помочь Ра, и тот приказал Нут взять великого бога Ра себе на спину. Нут превратилась в корову, и с помощью Шу Ра взобрался ей на спину. Как только люди увидели Ра на спине Небесной Коровы и поняли, что он собирается покинуть их, они преисполнились страхом и раскаянием, с криками они обратились к Ра с просьбой остаться с ними и убить всех тех, кто богохульствовал против него. Но Корова продолжала свой путь и перенесла Ра в Хет-Ахет, город нома Марьют, в котором позже, как говорится, сохранялась нога Осириса. Тем временем землю окутала тьма. С наступлением дня раскаявшиеся в своем богохульстве люди, вооруженные луками, убили врагов Ра. Это доставило Ра удовольствие, и он простил тех, кто раскаялся, в ответ на справедливое убийство своих врагов. Впредь с этого времени на празднествах Ра, проводимых в этом месте, а также в Гелиополе и в других городах Египта, совершались человеческие жертвоприношения.
После всего этого Ра объявил Нут, что намерен покинуть этот мир и взойти на небо и что все те, кто увидят его лик, должны последовать за ним. Затем он вознесся на небо и подготовил там место, куда могли прийти все. После чего он сказал: «Хетеп-Сехет», т. е. «Пусть будет большое поле» — и сразу же появилось «Сехет-хотеп», или «Поле Мира». Затем он сказал: «Да будет на нем камыш» (аару), — и тут же возникло «Сехет-Аару», или «Камышовое Поле». Сехет-хотеп представляло собой Елисейские Поля египтян, а Камышовое Поле было наиболее известной его частью. Результатом другого повеления Ра явилось создание звезд, которые легенда сравнивает с цветами. Затем богиня Нут задрожала всем телом, и Ра, испугавшись, что она может упасть, сотворил Четыре Столба, поддерживающие небо. Обернувшись к Шу, Ра попросил его охранять эти опоры и встать под Нут, дабы поддерживать ее своими руками. Таким образом, Шу стал новым богом Солнца вместо Ра, и небеса, на которых жил Ра, подпирались, так что им не грозило падение, а человечество могло жить и радоваться в свете нового солнца.
Когда Ра создал для себя небо и позаботился о продолжении жизни на земле и о благополучии людей, он вспомнил, что однажды во время своего земного царствования он был укушен змеей и из-за этого едва не лишился жизни. Опасаясь, что такое же несчастье может постигнуть и его последователя, он решил предпринять меры, направленные на лишение силы всех ядовитых пресмыкающихся, обитающих на земле. С этой целью он велел Тоту позвать к небу Геба, бога Земли, и когда этот бог прибыл, Ра велел ему объявить войну змеям, обитающим в его владениях. Далее Ра велел Гебу отправиться к богу Нун и передать, чтобы он установил наблюдение за всеми рептилиями, живущими на земле и в воде, и для каждого места, где встречаются змеи, написать указ, содержащий строгое повеление, запрещающее им кого-либо кусать. Хотя змеи и знали, что Ра покидает землю, они должны вечно помнить, что его лучи могут пасть на них. Вместо Ра за ними должен присматривать их отец, Геб, который является их отцом навечно. В качестве дальнейшей предосторожности Ра пообещал магам и заклинателям змей особое слово власти хекау с помощью которого он сам оберегался от нападения змей, а также передать его своему сыну Осирису. Так что тот, кто готов прислушаться к магическим формулам заклинателей змей, всегда будет защищен от змеиных укусов, как и его дети.
Из этого мы можем заключить, что профессия заклинателей змей очень древняя и что этот класс чародеев обязан основанием своего искусства повелению самого Ра.
Далее Ра послал за богом Тотом и, когда он пришел, пригласил его отправиться вместе с ним в далекое место под названием «Дуат», т. е. преисподняя, или Загробный мир, в котором, как он решил, должен засиять его свет. Когда они прибыли туда, Ра велел Тоту, Писцу Истины, записать на своих скрижалях имена всех, кто был там, и наказать тех, что согрешили против него, и наделил Тота абсолютной властью поступать по своему усмотрению в отношении всех существ в Дуат. Ра не выносил порочных и возжелал, дабы они содержались вдали от него. Тот должен был стать его наместником, занять его место, и «Место Ра» должно было стать именем Тот