|
|
В легенде описывается ужасный голод, имевший место во времена правления Джосера, царя III Династии, и длившийся семь лет. Физической причиной голода, конечно же, являлись недостаточные разливы Нила, но легенда гласит, что маловодье Нила было вызвано пренебрежением со стороны египтян в отношении поклонения богу Первого Порога, великому богу Хнуму.
Когда, согласно легенде, царя Джосера убедили в том, что причиной голода стало прекращение поклонения людей Хнуму в соответствующем его величию виде, и когда он предпринял шаги, направленные на то, чтобы устранить основание для недовольства, Нил поднялся до обычного уровня, урожаи снова стали обильными и все беды, вызванные недостатком пропитания, прекратились. Другими словами, когда Джосер возобновил подношения Хнуму и восстановил его святилище и жречество, бог позволил Хапи выпустить потоки из пещер Порога и в изобилии оросить водой землю. Общий характер легенды в том виде, в котором она есть у нас, совершенно недвусмысленно говорит о том, что она датируется поздним периодом, и форма иероглифов и орфография слов указывают на то, что текст был выбит на скале во времена правления одного из Птолемеев, вероятно тогда, когда восстановление поклонение Хнуму, богу Первого Порога, отвечало интересам определенной к; ате-гории людей.
Заинтересованными в этом могли быть только жрецы Хнума, и вероятность того, что это было именно так, превращается почти в уверенность, когда мы читаем в последней части текста перечень пошлин и сборов, которые им позволялось взимать с торговцев, фермеров, рудокопов и т.д., продукция которых направлялась через Порог вниз, в Египет. Если это так, то почему они решили связать голод с временем правления Джосера, непонятно. Но для этого легко можно было выбрать имя какого-либо царя I Династии, и если бы это было сделано, то было бы показано, что Хнум властвовал над Нилом на протяжении всей Династической культуры. Невозможно предположить, что в период между правлением Джосера и временем, когда была сделана надпись, в Египте больше ни разу не случалось большого голода, и если мы примем во внимание этот факт, то выбор автора легенды голода, имевшего место во времена III Династии, в качестве иллюстрации могущества Хнума кажется необъяснимым.
О периодах голода, которые должны были иметь место в Династический период, надписи нам ничего не сообщают, однако рассказ о семилетнем голоде в Книге Бытия подтверждает то, что нет ничего неправдоподобного в настолько длительном периоде голода в Египте. Арабские историки также упоминают несколько голодных периодов, которые длились в течение семи лет. Один из них, имевший место между 1066 и 1072 годами, едва не погубил всю страну. Буханка хлеба стоила 15 динар, лошадь — 20, собака — 5, кот — 3 и яйцо — 1 динар. Когда все животные были съедены, люди начали есть друг друга, и человеческое мясо продавалось в открытую.
«На улицах крючьями, сбрасываемыми вниз из окон, ловили прохожих, затаскивали их внутрь, убивали и готовили в пищу». Во время голода, начавшегося в 1201 году, употребление в пищу человеческого мяса вошло в обыкновение. Родители убивали и съедали своих детей, можно было встретить жену, поедавшую плоть своего мужа в сыром виде. Фрикасе из младенца и хаггис из детских голов были обычными блюдами. С целью добычи еды грабились даже могилы. Бык стоил 70 динар.
Легенда начинается с повествования о том, что в 18 году правления царя Джосер, когда Матар, принц Эрпа и Ха, был Распорядителем Владений храма на Севере и Юге, а также Управителем людей Хенти из Элефантины (Асуан), ему было вручено царское послание, в котором говорилось: «Я страдаю на своем престоле, на моем сердце ужасная тяжесть из-за случившегося бедствия, ибо Нил не выходил из берегов уже семь лет. Нет зерна, нет овощей, нечего есть, и каждый грабит своего ближнего. Люди желают ходить, но не в силах двинуться с места, молодые едва передвигают конечности, сердца пожилых разбиты отчаянием, ноги почти отказывают им, они опускаются на землю и в боли обвивают свои тела руками. Советники глупы, а из открытых амбаров веет лишь ветер. Все в состоянии упадка». Едва ли можно представить более наглядную картину горя, вызванного голодом. Затем царь продолжает и спрашивает Матар о том, где рождается Нил; какой бог или богиня управляет им; и каково его или ее обличье. Он говорит, что хотел бы отправиться в храм Тота, дабы расспросить об этом боге, отправиться в Коллегию Магов, дабы внимательно просмотреть их священные книги и выяснить эти вещи.
Когда Матар прочитал послание, он решил отправиться к царю и поведать все, что тот желал знать. И Матар рассказал царю, что Нил берет свое начало у города Элефантина, что он вытекает из двух пещер, которые являются грудями бога Нила, что у Элефантины Нил поднимается на высоту в двадцать девять локтей, и на высоту в семь локтей у Сма-Бехдет, или Малого Диосполя в Дельте. Он поведал ему, что Нилом правит Хнум, и когда этот бог отпирает засов дверей, удерживающих поток взаперти, и ударяет своими сандалиями по земле, река несется вперед. Матар также описал царю обличье Хнума, которое являлось Шу, и работу, выполняемую им, и деревянный дом, в котором он живет, и его точное местоположение рядом с известными гранитными каменоломнями. Он рассказал, что вместе с Хнумом живут такие боги, как Хапи (или Херп), бог Нила, Шу, Геб, Нут, Осирис, Гор и богини Сопдет (Сотис, или богиня звезды Сириус), Анукет, Исида иНефтида. Таким образом, мы видим, что жрецы поставили Хнума во главе целого сонма Богов. И наконец Матар передал царю список всех камней, как драгоценных, так и всех прочих, которые встречаются в Элефантине и его окрестностях.
Услышав все это, царь, который, по-видимому, прибыл в Элефантину, сильно обрадовался и отправился в храм Хнум. Жрецы откинули перед ним завесы и окропили его священной водой, после чего царь вошел в святилище и предложил обильное подношение из хлебов, пива, гусей, волов и разного рода хороших вещей богам и богиням, обитающим в Элефантине, в месте под названием «Ложе сердца в жизни и силе».
Внезапно он оказался лицом к лицу с богом Хнум, которого начал задабривать умилостивительной жертвой и молитвой. Затем бог открыл глаза, наклонился к царю и обратился к нему с великими словами: «Я Хнум, который сотворил тебя. Мои руки соткали твое тело и сделали его здравым, я дал тебе твое сердце». Затем Хнум продолжил, сетуя на то, что хотя земля под ногами царя и богата камнями и металлом, однако люди слишком ленивы, чтобы обрабатывать их и использовать для восстановления или перестройки святилищ богов или делать то, что они должны делать для него, их создателя и повелителя.
Эти слова, конечно же, предназначались в качестве укора царю, который, очевидно, хотя в тексте об этом и не сказано, согласно намерениям Хнума должен был незамедлительно приступить к восстановлению его святилища. Затем бог начал говорить о своем величии и могуществе и объявил себя Нуном, Небесным Океаном и богом Нила, «появившегося в самом начале и поднимающегося по его воле, дабы одарить здоровьем того, кто трудится во благо Хнума». Он описал себя Отцом богов, Правителем земли и людей, а затем пообещал царю поднимать Нил ежегодно, регулярно и постоянно, дарить обильные урожаи, предоставить людям вволю то, в чем они нуждаются, заставить страдания уйти, заполнить зернохранилища и окрасить полями колышущейся зрелой пшеницы всю египетскую землю в желтый цвет. Когда грезивший царь очнулся, услышав слова бога о пшеничных полях и его мужество вернулось к нему, он, изгнав отчаяние из своего сердца, издал указ, которым предусматривались необходимые меры для поддержания поклонения этому богу на надлежащем уровне.
В этом указе, первый экземпляр которого был вырезан на дереве, царь наделял Хнуму 20 тонной земли по обе стороны реки с садами и всем прочим. Далее каждому человеку, бравшему воду из Нила для полива своей земли, предписывалось жертвовать часть своего урожая богу. Рыбаки, птицеловы и охотники должны были платить таможенную пошлину в размере одной десятой стоимости добычи, когда они доставляли ее в город, отбиралась также десятая часть скота для ежедневного жертвоприношения. Хозяева караванов, прибывающих из Судана, тоже должны были платить десятую часть, но при их дальнейшем продвижении на север страны никакая пошлина с них уже не взималась.
Каждый работник по металлу, рудокоп, переработчик руды и ремесленник всякого рода должен был платить храму бога одну десятую стоимости добываемого им материала или производимого товара,. Указ предусматривал также назначение контролера, обязанность которого заключалась во взвешивании золота, серебра и меди, поступающих в город Элефантина, и в определении стоимости как этих металлов, драгоценных камней и т. п., так и той их части, которая должна была пойти на служение Хнуму. Все материалы, используемые в создании образов богов, и все ремесленники, занятые в этой работе, освобождались от этой пошлины.
Короче говоря, поклонение этому богу и богам его свиты должно было поддерживаться на том же уровне, что и в древние времена, и люди великодушно и щедро должны были обеспечивать храм всем необходимым. И того, кто каким-либо образом нарушит предписания этого указа, следует подвергать избиению веревкой, а в храме следует увековечить имя Джосера.