|
|
АВАТАРА (др.-инд. avatara, «нисхождение»), в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев, при сохранении божеством частично божественной природы и приобретении им отчасти земной природы.
Зарождение представления об Аватаре засвидетельствовано в брахманах. Согласно «Шатапатха-брахмане», Праджапати однажды воплотился в вепря и поднял на клыках землю из мирового океана, а в другой раз — в черепаху, которая породила все живые существа. В той же «Шатапатха-брахмане» Праджапати воплощается в чудесную рыбу, которая спасает первочеловека Ману от всемирного потопа.
Миф об аватарах всех богов во главе с Нараяной, сошедших на землю ради её избавления от бесчинств данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, рассказан в «Махабхарате». По мере того как доминирующее положение в индуистском пантеоне стал занимать Вишну, представление об Аватарах связывается по преимуществу с его именем.
В «Махабхарате», «Рамаяне», а затем пуранах, где учение об Аватарах приобретает каноническую форму, изложены мифы о многочисленных Аватарах Вишну, среди которых общепризнанными и наиболее чтимыми являются десять:
1) Матсья («рыба»). В своей первой Ааватаре Вишну замещает Праджапати в брахманической легенде о потопе. Согласно «Махабхарате» и пуранам, воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману — Вай-васвату, а многих риши и семена всех растений, которые Ману берет с собой на корабль. По версии «Бхагавата-пураны», Вишну в этой Аватаре также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные демоном четыре веды.
2) Курма («черепаха»). Ранняя версия этой Аватары засвидетельствована в «Шатапатха-брахмане» и отражает архаические представления о черепахе как космогонической силе. В вишнуитских версиях мифа Вишну в виде черепахи погружается на дно молочного океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Васуки, начинают пахтать океан, из которого добывают напиток бессмертия амриту, богиню Лакшми, луну, апсару Рамбху, корову желаний Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы.
3) Вараха («вепрь»). Брахманическая легенда о Праджапати-вепре и в данном случае отнесена к Вишну. Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, Вишну воплотился в вепря, убил демона и поединке, длившемся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках.
4) Нарасинха («человек-лев») в этой Аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы дар неуязвимости. Хираньякашипу жестоко преследовал своего сына Прахладу, ревностного почитателя Вишну; Вишну приняв облик получеловека-полульва явился на помощь своему приверженцу и растерзал когтями демона.
5) Вамана («карлик»). Царь дайтьев Бали благодаря своим аскетическим подвигам получил власть над трилокой — тремя мирами (небом, землёй, и подземным миром) и подчинил богов. Вишну в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие дайтьи, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив Бали подземный мир — паталу. В основе этой Аватары лежит космогонический миф «Ригведы» о трёх шагах Вишу .
6) Парашурама («Рама с топорик»). Воплотившись в сына брахмана Джамадагни — Парашураму, Вишну истребил множество кшатриев и освободил от их угнетения варну брахманов.
7) Рама и 8) Кришна — главные Аватары Вишну ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие собственной разветвленной мифологией.
9) Будда. В Аватаре Будды Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания тем самым обрекает их на гибель. Воплощение Вишну в Будду отражает попытку интерпретации индуизмом учения Будды и включения его образа в индуистский пантеон.
10) Калки («белый конь»). Вишну, на белом коне, со сверкающим мечом в руке, истребляет злодеев, восстанавливает дхарму и подготовляет грядущее возрождение мира. Это единственная «будущая», мессианистская Аватара Вишну, и произойдёт она, согласно мифологической хронологии, в конце калиюги, современного исторического периода.
Наряду с Аватарами Вишну в индуистской мифологии известны и Аватары Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге; насчитывается 28 его Аватар), но они не приобрели такого же значения, как Аватары Вишну.