АВАТАРА   (др.-инд.   avatara,   «нисхождение»), в индуистской мифологии нисхождение божества на землю,  его воплощение в смертное существо ради «спасения мира», восстановления «закона» и «добродетели» (дхармы) или защиты своих приверженцев, при сохранении божеством частично   божественной   природы   и приобретении им отчасти земной природы.

Зарождение представления об Аватаре засвидетельствовано в брахманах. Согласно «Шатапатха-брахмане», Праджапати  однажды  воплотился  в вепря и поднял на клыках землю из мирового  океана,  а  в другой раз — в черепаху, которая породила   все   живые   существа.  В той же «Шатапатха-брахмане»  Праджапати воплощается в чудесную рыбу, которая спасает первочеловека  Ману от  всемирного потопа.

Миф  об  аватарах  всех  богов во главе с Нараяной, сошедших на землю   ради   её  избавления  от  бесчинств данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, рассказан в «Махабхарате».  По мере того как доминирующее положение в индуистском пантеоне стал занимать Вишну, представление об Аватарах связывается по преимуществу с его именем.

В «Махабхарате», «Рамаяне», а затем пуранах, где учение об Аватарах приобретает каноническую форму, изложены мифы о многочисленных Аватарах  Вишну,  среди которых   общепризнанными   и   наиболее чтимыми являются десять:
1) Матсья («рыба»). В своей первой Ааватаре Вишну замещает Праджапати в брахманической легенде о потопе. Согласно «Махабхарате» и пуранам, воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману — Вай-васвату, а многих риши и семена всех растений, которые Ману берет с собой на корабль. По версии «Бхагавата-пураны», Вишну в этой Аватаре также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные демоном четыре веды.
2)    Курма («черепаха»).  Ранняя версия этой Аватары засвидетельствована в «Шатапатха-брахмане» и отражает архаические представления о черепахе как космогонической силе. В вишнуитских версиях мифа Вишну в виде черепахи погружается на дно молочного океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Васуки, начинают пахтать океан, из которого добывают напиток бессмертия амриту, богиню Лакшми, луну, апсару Рамбху, корову желаний Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы.
3)    Вараха («вепрь»). Брахманическая легенда о Праджапати-вепре и в данном случае отнесена к Вишну. Чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, Вишну воплотился в вепря, убил демона и поединке, длившемся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках.
4)    Нарасинха («человек-лев») в этой Аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы дар неуязвимости. Хираньякашипу жестоко преследовал своего сына Прахладу, ревностного почитателя Вишну;  Вишну приняв облик получеловека-полульва явился на помощь своему приверженцу и растерзал когтями демона.
5)    Вамана   («карлик»).  Царь  дайтьев  Бали  благодаря  своим  аскетическим подвигам получил власть над трилокой — тремя    мирами (небом, землёй, и подземным миром)  и подчинил богов. Вишну в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие дайтьи, Вишну первыми двумя шагами покрыл небо и землю, но от третьего шага воздержался, оставив  Бали подземный мир — паталу. В основе этой Аватары лежит космогонический миф «Ригведы» о трёх шагах Вишу .
6)    Парашурама («Рама с топорик»). Воплотившись в сына брахмана Джамадагни — Парашураму, Вишну истребил множество кшатриев и освободил от их угнетения варну брахманов.
7)    Рама и   8) Кришна — главные Аватары  Вишну ставшие независимыми объектами важнейших индуистских культов и обладавшие   собственной   разветвленной мифологией.
9)    Будда.  В Аватаре   Будды  Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного  долга   и   почитания тем самым обрекает их на гибель.   Воплощение Вишну в Будду отражает попытку интерпретации индуизмом учения Будды  и  включения его образа  в индуистский пантеон.
10)  Калки («белый конь»).  Вишну, на белом коне, со сверкающим мечом в руке,   истребляет   злодеев, восстанавливает дхарму  и  подготовляет грядущее возрождение мира. Это единственная   «будущая»,   мессианистская Аватара Вишну, и произойдёт она, согласно мифологической хронологии, в конце   калиюги,   современного исторического периода.

Наряду с Аватарами Вишну в индуистской мифологии известны и Аватары Шивы (главным образом в виде аскета и наставника в йоге; насчитывается 28 его Аватар), но они не приобрели такого же значения, как Аватары Вишну.

Дата публикации: 07 сентября 2010 в 01:49