АГНИ  — в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место после Индры.

Агни — главный из земных богов, персонификация священного огня, стоит в центре основного древнеиндийского ритуала. Основная функция Агни — посредничество между людьми и богами (Агни — божественный жрец): жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. При слабой антропоморфизации Агни (часто не ясно, идёт ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (то у  Агни три головы, то  ни одной головы ). Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т. п.) —  волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги  и даже одежды. Нередок мотив поглощения пищи и возрастания в величине Агни (-огня). У Агни множество ипостасей: огонь на небе (солнце, молния), огонь в водах, огонь жертвенного костра; он и старый и молодой. Именно для Агни характерны длинные ряды отождествлений типа «Ты, Агни, — Индра..., ты, Агни, — царь Варуна..., ты Анша..., ты, Агни, — Тваштар..., ты, Агни, — Рудра...»

По этой же причине Агни постоянно сравнивается с разными богами, людьми, животными, птицами, отдельными предметами. Также многочисленны версии происхождения Агни: он рождён в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия, его родители — небо и земля. Агни — сын Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п. Он един (бог) и множествен (жертвенные костры); говорится о тройственной природе Агни: он родился в трёх местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка .

Многоформенность и абстрактность Агни способствовали философским спекуляциям об Агни как о всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание, или как о свете, присутствующем среди людей и внутри человека. В поздних гимнах «Ригведы» обсуждаются вопросы о соотношении небесного огня с бесчисленными земными огнями. Но для большинства гимнов характерно, что Агни горит, сияет, освещает, обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, открывает двери тьмы, укрепляет небо и землю, охраняет их, восходит на небо, рождает оба мира, живёт в воде; знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдает за всем на свете, правит законом; приводит богов на жертвоприношение. Агни дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, поощряет певцов, поражает врагов, тьму. Многочисленны имена Агни, хотя высшее из них хранится в тайне: он — асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т. п.; из его эпитетов особенно известны: Джатаведас — «знаток всех существ» или «знающий о (предшествующих) рождениях», Танунапат — «сын самого себя», Вайшванара — «принадлежащий всем людям», Нарашанса — «хвала людям». Связи Агни с богами очень многообразны.

В текстах Агни выступает совместно с адитьями, Индрой, марутами, Ямой, Сомой и др., но эти связи, как правило, не образуют сюжета. То же можно сказать и об отдельных мотивах, в которых Агни действует вместе с человеческими персонажами.
В эпический период Агни сохраняет свои прежние функции. Функция Агни как космической силы вводится в рамки учения о четырёх мировых периодах, а функция Агни как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Как особое божество Агни отходит на второй план, становясь одним из четырёх или восьми хранителей мира; ему отдаётся во власть юго-запад, иногда и восток.

Из отдельных сюжетов и мотивов с участием Агни можно отметить несколько: скрывается в водах, расчленяется и распределяется («Брихаддевата»),  Агни прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек; Агни соблазняет жён мудрецов и рождает бога войны Сканду; Агни превращается в голубя, а Индра в сокола (в сказании о царе Ушинаре); повинуясь Брихаспати, Агни оборачивается женщиной и отправляется на поиски испуганного Индры (сказание о Нахуше), мудрец Бхригу проклинает Агни за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы; Агни исцеляет Индру; Агни посылается Индрой к царю Марутте; Агни как предводитель васу ( в войне с Раваной, «Рамаяна»); при создании богини Кали Агни даёт ей глаза, копьё («Маркандейя-пурана»); Агни —сын Ангираса (пураны), но Ангирас — приёмный сын Агни; Агни — муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения, и др.

Эти сюжеты и мотивы недостаточно чётки. В них Агни обычно выступает как зависимый персонаж (посланец, посредник, сопровождающее лицо). Культ обожествлённого огня в том виде, как он засвидетельствован в ведах, восходит   к   периоду   индо-иранского единства .  Следы Агни, возможно, сохранились в имени божества Акш во 2-м тыс. до н. э. в Малой Азии.

Дата публикации: 07 сентября 2010 в 02:17