|
|
АДИТИ - (от древне-инд.индийского a-diti — «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями).
Адити призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом, Ушас — её отражение, у неё широкий путь , она заполняет воздушное пространство, поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище. Физические черты в описании Адити почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере: Адити — небо, Адити — воздушное царство, Адити — мать, она же — отец и сын..., Адити — рождённое, Адити — имеющее родиться...
Адити включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе», эпосе и пуранах Адити — дочь Дакши (третья) и, следовательно, сестра Дити и Дану — родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у Адити семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын — Мартанда, отвергнутый Адити, он же прародитель смертных Вивасват, родившийся без рук и без ног.
Позднее Адити приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына Адити от Кашьяпы; Тваштар — её одиннадцатый сын. Иногда Адити характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи: Адити — жена Вишну при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика. Адити — дочь Дакши и она же мать его.
Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят Адити в молитвах. Нередко использование Адити в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях — с землёй, небом, небом и землёй; а в ритуале — с коровой.
Мифологических сюжетов с участием Адити мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Сравните призыв Адити к Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика(«Вишну-пурана») или получение Адити серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. п. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (Адити и семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. п.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания; правдоподобно предположение о том, что имя Адити заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа.