|
|
АДИТЬИ — в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновей Адити. В«Ригведе» им посвящено целиком шесть гимнов.
Число Адитьи в ранних текстах обычно семь, хотя в гимне II «Ригведы» их шесть: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В X гимне «Ригведы» — восемь: с семерыми Адити пошла к богам, а восьмого — Мартанду (Вивасват) отвергла; в «Шатапатха-брахмане» наряду с восьмерыми Адитьи упоминаются и двенадцать Адитьи. Несколько раз в качестве Адитьи упоминается Сурья. В VIII гимне к Адитьи в «Ригведе» среди других Адитьи присутствует и Савитар.
В «Атхарваведе» солнце и луна — Адитьи, солнце — сын Адити, Вишну перечисляется в ряду других Адитьи. Однажды в «Ригведе» Индра как Адитьи образует пару с Варуной.
Адитьи обнаруживают связь с солярными божествами, более близкая связь отдельных Адитьи с солнцем, например Митры; эпитеты Адитьи — «золотой», «блестящий» «далековидящий», «многоглазый», «бессонный» и т. п. Космологические функции Адитьи — удерживание трёх земель и трёх небес: всего, что покоится и движется ;
Адитьи - они хранители вселенной. Адитьи наполняют воздушное пространство. Они обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. К людям они благосклонны и милосердны. Они предохраняют от всего злого, помогают при опасности, в нужде, наказывают и прощают грехи, предоставляют убежище, награждают благочестивых, дают долгую жизнь. Адитьи — хранители риты и враги лжи .
Для ведийского периода характерно также указание на поэтическую функцию Адитьи, на их молодость («юные всевладыки»), асурские качества, на их связь с Индрой, Сомой, Агни. В послеведийский период число Адитьи достигает двенадцати. Они толкуются как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью месяцами, также как и связь семи Адитьи с днями недельного цикла.
Следы индивидуализации внутри группы Адитьи отходят на задний план, и Адитьи начинают выступать как групповое божество по преимуществу с классифицирующей функцией. Этому не препятствует складывающееся представление о Вишну как величайшем из Адитьи
Сам класс Адитьи (как и их мать Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого учёного П. Тиме, в ведах Адитьи — отвлечённые понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Имя Адитьи и прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа: громовержец и разъединённая с ним его супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Учитывая бесспорные древне-иранские соответствия именам и образам некоторых из Адитьи, приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индо¬иранскому периоду древнеиранского пантеона.