АГАМЕМНОН — мифологии древней Греции сын Атрея и Аэропы,  предводитель   греческого   войска  во время Троянской войны.

После убийства  Атрея  Эгисфом Агамемнон  и Менелай  вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты  Тиндарей,  пойдя походом   на   Микены,   заставил   Фиеста  уступить власть сыновьям Атрея.   Агамемнон стал царём в Микенах   и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От  этого брака Агамемнон имел трёх дочерей и сына  Ореста.

Когда Парис похитил Елену  и  все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей,  был избран   главой всей рати.  «Илиада» изображает   Агамемнона   доблестным   воином, но не скрывает его высокомерия и неуступчивости  и именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной  многих  бедствий для греков.

Убив однажды на охоте лань, Агамемнон хвалился, что такому выстрелу могла бы   позавидовать  Артемида. Богиня разгневалась   и   лишила   греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды, пока Агамемнон не пронес  в  жертву  богине  свою дочь Ифигению (этим   фактом   греческая традиция объясняет вражду Клитеместры   к   мужу).

Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои  Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его племянницу Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению  оскорбленного Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков.

О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не    дошедшие    до    нас    поэма «Возвращения» и «Орестея» Стесихора.  После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и  Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме.

По более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфра, успевшего во время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру.  Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась  сама   Клитеместра:   встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара.

Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся  положение  среди  греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают   возвышение   исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. 

Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает,   что   Агамемнон,   вероятно,   был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

Из драматических произведений античности,   посвященных  убийству  Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской   драматургии с 16 в.  Интерес к мифу проявился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «Агамемнон» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19 — 20 вв. сюжет лег в основу около 30 трагедий.

Дата публикации: 07 сентября 2010 в 20:53