|
|
АГАМЕМНОН — мифологии древней Греции сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны.
После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трёх дочерей и сына Ореста.
Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает Агамемнона доблестным воином, но не скрывает его высокомерия и неуступчивости и именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков.
Убив однажды на охоте лань, Агамемнон хвалился, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида. Богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды, пока Агамемнон не пронес в жертву богине свою дочь Ифигению (этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу).
Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть ее за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его племянницу Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорбленного Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков.
О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас поэма «Возвращения» и «Орестея» Стесихора. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме.
По более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфра, успевшего во время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара.
Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса.
Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.
Из драматических произведений античности, посвященных убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. Интерес к мифу проявился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «Агамемнон» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19 — 20 вв. сюжет лег в основу около 30 трагедий.