|
|
АЗАЗЕЛЬ - в представлениях иудаизма демоническое существо.
В Библии Азазель упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Иом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Яхве, а другой («козёл отпущения») — «для Азазеля». Второго козла отводили в пустыню, место обитания Азазеля.
Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и новозаветному рассказу об искушении Иисуса Христа дьяволом, а также христианским «Житиям» анахоретов начальной поры монашества.
В апокрифической «Книге Еноха» (2 в. до н. э.) А. выступает как падший ангел, совратитель человечества, своего рода негативный культурный герой, научивший мужчин войне и ремеслу оружейника, а женщин — блудным искусствам раскрашивания лица и вытравления плода; этот акт враждебного богу цивилизаторства связывается с мотивом блуда между ангелами («сынами божьими») и «дочерьми человеческими», а также появления от этого блуда породы «исполинов», которых и вдохновил в их мятеже против бога Азазель.
За это Азазель скован архангелом Рафаилом, а после страшного суда будет брошен в огонь. Намёки на эту версию рассеяны и в талмудической литературе, где Азазель иногда отождествляют с сатаной или Самаэлем, а также сближают его имя: именами Узы и Азаэля — падших ангелов, сходившихся с женщинами.
Имя Азазель, как одно из традиционных имен беса, употреблялось в художественной литературе (у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» — в итальянизированной форме «Азазелло»).
|