|
|
АМИДА, Амида-буцу, Амидa — н ё p а й, одно из главных божеств японской буддийской мифологии, будда (соответствует Амитабхе), владыка обетованной «чистой земли», куда попадают праведники.
В «чистой земле» растут благоуханные ароматные деревья и цветы, а в реках со сладко благоухающими водами резвятся купальщики, по желанию которых вода делается горячей или холодной. Вокруг Амида сложилась японская разновидность буддизма — «амидаизм».
Культ Амиды проник в Японию сравнительно рано. Уже в 717году Амиде поклонялся один из деятелей раннего буддизма Гёги (668—749). В эпоху Хакухо-На-ра (646—794) Амида почитался как один из дхьяни-будд.
В учении японской секты Тэндай (9 в.) большое значение придавалось многократному повторению имени Амида, «нэмбуцу».
На тэндайскую традицию культа Амиды опирались при своём возникновении чисто амидаистические японские секты 10—11 вв. — Дзёдо-сю (секта чистой земли) и Дзёдо Син-сю (истинная секта чистой земли). Обе названные секты практически считают Амида главным божеством буддийского пантеона.
В японских легендах Амида упоминается чаще всего в жизнеописаниях праведников, посвятивших себя восхвалению Амиды. Эти легенды составили целый жанр средневековой японской литературы — «одзёдэн», крупнейшим произведением которого является памятник «Нихон одзё гокураку ки» («Японские записи о свершивших возрождение в Стране крайней радости», 983—984). В комическом сюжете мифический персонаж чёртик-«тэнгу», выдавая себя за Амиду, без труда обманывает старого монаха-амидаиста.
Иконографические изображения Амиды, главным образом деревянная скульптура, распространены в Японии. Встречается так называемая триада Амида, т. е. будда в окружении ближайших сподвижников — бодхисатв Каннон и Сэйси.
|