|
|
АПСАРЫ — апсарас (возможно «вышедшая из воды») - введийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле (в реках, на горах и т. д.).
В качестве женских духов вод ( схожи с греческими нимфами, славянскими русалками ) и жён или возлюбленных гандхарвов Апсары упоминаются в «Ригведе» и «Атхарваведе». согласно ведическим текстам, Апсары, как и другие духи, способны угрожать людям, в частности насылая на них любовное безумие, и в «Атхарваведе» приводятся заклинания против них.
В индуистской мифологии Апсары, оставаясь жёнами гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц. Их происхождение описывается в текстах по-разному. «Рамаяна» рассказывает, что они возникли при пахтанье океана богами и асурами, и так как ни те, ни другие не пожелали взять их в жёны, они стали «принадлежать всем».
По «Хариванше» и «Ваюпуране» десять (или одиннадцать) наиболее почитаемых Апсар (среди них Менака, Урваши, Прамлоча и др.) родились из «воображения» Брахмы, а остальные были дочерьми Дакши. Число Апсар в пуранах колеблется от двух-трёх десятков до сотен тысяч, и они классифицируются по нескольким разрядам.
К высшему, «божественному» (дайвика) разряду относятся Апсары, находящиеся в непосредственном услужении у богов и нередко по их поручению соблазняющие асуров либо аскетов, чья подвижническая жизнь могла бы сделать их равными богам. Так, Апсара — Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за неё убивших друг друга. Апсара — Гхритачи — риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны. Апсара — Менака и Рамбха — мудреца Вишвамитру, и первая родила от него дочь Шакунталу, а вторую он в наказание превратил на тысячу лет в камень.
Апсары по своему желанию способны как угодно менять свой облик, но обычно они изображаются прекрасными женщинами, одетыми в богатые одежды, украшенные драгоценностями и цветами. По эпическим представлениям, они ублажают в раю смертных воинов, которые пали героями на поле брани.