АРХОНТЫ  («начальники»,   «правители») -    в  христианских     представлениях     (особенно у    гностиков)     духи-мироправители.

Мысль о том, что земля до эсхатологической катастрофы находится во власти  могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ, довольно отчётливо выражена в канонических    новозаветных     книгах:  сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном   переводе — «князь   мира сего».

Речь идёт о духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против   мироправителей  тьмы  века сего,  против духов злобы поднебесных» ,   о   бессилии «ангелов»,    «начал»    и    «властей» («сил»)    отлучить    христианина    от любви    божьей  .

В ортодоксальной христианской системе Архонты  безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как  и  он  сам,  они  выступают  как антагонисты  бога-творца.

Напротив, в гностических представлениях Архонты рассматриваются, во-первых, как существа   амбивалентные,   власть   которых хотя    и   должна   быть   преодолена «совершенным»  гностиком,  но  находится   с   замыслами   бога   в   очень сложных  отношениях,   и,   во-вторых, как творцы  материального  космоса, а заодно и нравственного закона как системы   запретов   и  заповедей (в этой своей двуединой роли Архонтов у гностиков сливаются с Яхве — богом Ветхого завета).

Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает  Ветхий  завет как продукт инспирации со стороны семи Архонтов   (седьмица — космическое число),  между которыми поделены как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных  пророков  —   Яхве «говорил»   через   Самуила,   Нафана, Иону    и    Михея,    Саваоф — через Илию,   Иоиля   и   Захарию.   Верховный    среди    Архонтов — Иалдаваоф,  рассматриваемый   как  отец  превзошедшего   его   Иисуса   Христа, — через Моисея,   Иисуса   Навина,   Амоса   и Аввакума .

У офитов (ранняя гностическая секта) Архонты  имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье: у Михаила лик льва, у Суриила — быка,   у   Рафаила — змия,   у Гавриила — орла,   у   Фавфаваофа — медведя,     у     Ератаофа — пса,   у Фарфаваофа    или    Оноила    («осло-бог») — осла;   между этой  семёркой   стихии   и   народы   поделены   по жребию.

Верховный Архонт, отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого себя.  Вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью.

Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного Архонта раздваивается на «великого Архонта», царившего от Адама до Моисея, и «второго Архонта», даровавшего при Моисее Закон.

Дата публикации: 22 октября 2010 в 02:51