|
|
БОДХИСАТВА , бодхисаттва (санскр. bodhisattva, пали bodhisatta, букв, «существо, стремящееся к просветлению») — в буддийской и индийской мифологии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой.
Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений — сансары и спасти все живые существа от страданий.
Концепции Бодхисатвы мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь Ботхисатвы прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдёт будда будущего мирового порядка — Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. Таким образом, число Бодхисатв в хинаяне невелико, и путь Бодхисатвы не считается универсальным.
В махаяне этот путь доступен для всех (поэтому махаяну называют и бодхисатваяной — колесницей Бодхисатвы ). Число Бодхисатв в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности). Путь Бодхисатвы начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего Бодхисатва , обычно в присутствии какого-нибудь будды даёт обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своём пути шесть парамит — духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Бодхисатва достигает «противоположного берега», т. е. нирваны. С помощью парамит добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием Бодхисатвы. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Бодхисатвы (махасаттвы — «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы пока все живые существа не спасены.
Путь Бодхисатвы разделён на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути его равняется примерно трём «неисчислимым кальпам» (каждая — миллионы лет), причём в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй — седьмой, а в течение третьей —десятый. На своём пути Бодхисатва перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисатва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений.
В пантеон махаяны в качестве Бодхисатвы включены реально существующие люди, которых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологическими чертами. Среди них — индийские учители и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга ), основатели тибетских школ буддизма (Цзонкаба, Марпа ). Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические Бодхисатвы . Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах.
В «Садхар-мапундарике» упоминается 23 Бодхисатвы, в «Вималакиртинирдеше» — более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми Бодхисатв: Самантаб-хадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкам-бхин. К ним иногда прибавляют ещё двух — Махастхамапрапту и Трайло-кявиджаю.
В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии — Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон) и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо), в Тибете и в Монголии—Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.
Мифологические Бодхисатвы принадлежат к определённым буддам ( Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи) и представляют собой активный аспект данного будды. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьяни-будд соответствует определённый Бодхисатва .
Таким образом, мифологические Ботхисатвы не обязательно прошли путь Ботхисатвы, иногда они скорее эманации будд. Из мифологических Бодхисатв могут эманировать другие Ботхисатвы и идамы (Ямантака — из Манджушри). В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических Ботхисатв (далай-лама и Кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары).