|
|
БРАХМАН - в ведийских текстах встречаются обе формы (brahman, п., brahman, т.), которые соответственно могут быть сведены к следующим основным значениям:
1) высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает существование. Как и атман, Брахман недоступен словесному описанию и часто ( в упанишадах) характеризуется негативно, набором отрицательных определений или сочетанием противоположных признаков. Его тождество с атманом — кардинальное положение индуизма;
2) верховный бог, творец, проявление первого .
Оба указанные значения играют определяющую роль, с одной стороны, в этико-философских течениях индийской мысли (веданта), с другой—в религиозной жизни, мифологии, ритуале различных течений индуизма.
При этом они не всегда чётко разграничивались и способны были совмещаться в представлении индуистов. Слово «Брахма» играет первостепенную роль в индуистской лексике — в значении «молитва», «молитвенная формула», обозначение вселенной как «яйца Брахмы » (брах-манда), небесного мира как «мира Брахмы» (брахмалока); использование соответствующего корня для обозначения известной категории жрецов, варны Брахмы, определённых текстов (брахманы — комментарии к ведийским гимнам) и их частей .
|