БРГЮНХИЛЬД,   Брюнхильда (древне-исландское  Brynhildr, Brunhilt, Prunhilt, нем. Brunhild; имя этимологически связано с исландским  hildr, «бой», точнее «поединок, происходящий на освящённом огороженном месте»), героиня германо-скандинавской мифологии и эпоса.

В эддических песнях Брюнхильда  фигурирует как богатырша — «Сага о Вёльсунгах» отождествляет с ней валькирию Сигрдриву, разбуженную Сигурдом ото сна, в который её погрузил Один.  Помолвка её с Сигурдом расстроилась, так как он, выпив напиток забвения, утратил память об их встрече и взял в жёны Гудрун.

К Брюнхильде  (по некоторым скандинавским версиям она — сестра гуннского короля Атли) сватается брат Гудрун бургундский король Гуннар, он становится её мужем, но обманным путём, так как брачные испытания выдерживает за него Сигурд, принимающий обличье Гуннара. Убедившись в обмане и оскорблённая тем, что клятвы были нарушены и ей не достался сильнейший муж (Сигурд),  Брюнхильда   подстрекает Гуннара к убийству Сигурда и добивается своего. Сама   Брюнхильда  кончает с собой, приказав положить её на погребальный костёр рядом с костром, на котором лежит её возлюбленный. Смерть объединяет  Брюнхильду с Сигурдом, и в эддической песни «Поездка Брюнхильд в хель» изображён путь Брюнхильды  в загробный мир, пролегающий через владения некоей великанши.

В немецкой «Песни о нибелунгах» Брюнхильда  — дева-воительница, правительница сказочной страны Исландии, где и проходят героические испытания, предшествующие браку Брюнхильды с Гунтером (сканд. Гуннар). После раскрытия обмана и убийства Зигфрида (Сигурда) Брюнхильда  исчезает из повествования.

В сюжете сватовства к Брюнхильде   нашёл отражение древний свадебный ритуал, сопровождавшийся испытаниями жениха. В эддических песнях подчёркивается, что выдающий себя за Гуннара Сигурд не посягает на девственность невесты (на ложе их разделяет обнажённый меч), между тем в «Песни о нибелунгах» сохраняется намёк на лишение девственности богатырской девы Зигфридом, так как сам жених — Гунтер терпит жалкое фиаско и проводит брачную ночь подвешенным невестою на крюк.

Данный  сюжет повторяет в частности, русскую сказку о сватовстве царевича к правящей далёким царством богатырской деве: помощник царевича, выдержав вместо него испытания, которым она подвергает женихов, укрощает богатыршу на брачном ложе побоями, но становится жертвой её мести после того, как обман раскрывается, — она отрубает ему ноги. А разоблачённого супруга богатырша превращает в свинопаса, впоследствии безногий помощник вызволяет его.

Ф. Панцер находит в этой сказке источник сюжета, в более позднее время героизированного «Песнью о нибелунгах». А. Хойслер и его ученики считают, что эта сказка — не что иное, как вульгаризация германского эпического предания.  Жирмунский отвергает эту точку зрения и настаивает на сказочном характере повествования. Г. Хонти и К. фон Зе ставят это под сомнение, ибо оскорблённая честь героини скорее на месте в героической песни, чем в сказке.

В отличие от ряда героев германского эпоса, Брюнхильда  — представительница мира мифа и сказки — не имеет исторического прототипа, хотя «ссора королев» (Брюнхильды  и Кримхильды-Гудрун), возможно, и стоит в отдалённой связи с историей борьбы двух франкских королев 6 в. — Брунихильд (Брунхильды, Брунгильды) и Фредегонды (но с перестановкой ролей: убитый в 575 году меровингский король Сигиберт был мужем Брунихильд).

Дата публикации: 06 декабря 2010 в 16:30