ВАНЫ (др.-исл. vanir)-  в скандинавской мифологии   группа богов плодородия.

Им приписываются кровосмесительные связи между братьями и сестрами, колдовство (сейдр) и пророческий дар.   К  их числу  относятся главным образом Ньёрд и его дети — Фрейр и Фрейя.

Жилище Ванов обозначается Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде» как Ванахейм, но в другом месте он же называет жилище Фрейра Альвхейм, что свидетельствует о смешении Ванов с альвами.

Ваны  противопоставлены другой, гораздо более обширной группе богов — асам в мифе о первой войне, о которой рассказывается. в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), в «Младшей Эдде», «Саге об Инглингах», в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика.   Это этиологический (объяснительный) миф о возникновении первой войны, положившей конец «золотому веку», до того не знакомому с враждой и распрями.

Поводом к войне послужил приход от Ванов   к асам злой колдуньи Хейд (она звалась также Гулльвейг, что, по-видимому, означает «сила золота»). Асы забили её копьями и трижды сжигали, но она снова возрождалась. Войну начал глава асов Один, бросив копьё в сторону войска Ванов, но Ваны  стали наступать, угрожая Асгарду, небесному селению асов.  Война закончилась миром и обменом заложниками (асы взяли ванов Ньёрда, Фрейра, а также Квасира, а ваны — асов Хёнира и Мимира).

В «Младшей Эдде» упоминание о первой войне служит введением в историю добывания мёда поэзии. Исследователи предполагают, что в мифе о войне Ванов  и асов нашла отражение борьба культов местных и пришлых племён (возможно, индо-германских завоевателей с носителями мегалитической матриархальной земледельческой культуры), или различных социальных групп древнегерманского общества.

Интересна, но мало убедительна попытка Р. Хёккерта интерпретировать войну асов и Ванов  как войну за священный мёд, воплощающий некий космический жизненный принцип.

Ваны  — хранители мёда связаны с Хеймдаллем;  Гулльвейг (слово это он расшифровывает как медовый напиток) Хёккерт отождествляет с вёльвой (провидицей), от имени которой ведётся речь в «Прорицании вёльвы». Параллель к войне асов и Ванов  в других индоевропейских мифологиях — мифы о войнах асур и богов древнеиндийской мифологии.

Ж. Дюмезиль считает, что в индоевропейском мифе боги, представляющие религиозную власть и плодородие, первоначально разделены и что в столкновениях между ними главное не сама война, а заключение мира, договор. Действительно, в результате войны асов и Ванов  как бы происходит консолидация общины богов (асы ассимилируют Ваны.).

  Но с другой стороны, в скандинавской мифологии миф о первой войне как первой распре после «золотого века» по существу предвосхищает  (особенно в «Прорицании вёльвы») столь характерную для скандинавской мифологии эсхатологическую тематику (смерть юного бога из асов Бальдра, трагическая гибель богов и всего мира). Не совсем ясно, в какой мере и в каком смысле в этом сюжете отражено осознание губительной силы золота. Неясно также, отражает ли троекратное сожжение Гулльвейг некий ритуальный акт (или представляет аллегорию металлургической обработки золота как его уничтожения).

Дата публикации: 03 марта 2011 в 22:21