ВАРНА (др .-инд. varna, «цвет», «внешний облик», «вид», «род», «качество», «достоинство», «разряд людей») — социальный институт, относящийся к сословной структуре древнеиндийского общества и глубоко укоренённый в древнеиндийской мифологии.

 Впервые четыре Варны  упоминаются в «Пу-руша-сукте» «Ригведы», где излагается происхождение Варны из частей тела первочеловека Пуруши: «Когда Пурушу расчленили..., его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра». Более поздние памятники повторяют как идею четырёх Варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции, при этом употребляется и само слово «Варна».

В поздней брахманской литературе Варна возникают из бога-творца Брахмы, иногда из частей тела Вишну (обычно в воплощении Кришну), изредка из Шивы. Одна из самых известных версий сюжета" мифологической трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию): «А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру»; «А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение(милостыни) он установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением». В этом же памятнике приводится и другая версия происхождения Варны — от великих риши, сыновей Ману и внуков Брахмы: от Кави  —   брахманы,   от  Ангира-са — кшатрии, от Пуластьи — вайшьи, от   Васиштхи   —   шудры, ср.   также   «Брахманы,   кшатрии   и другие   варны   произошли  от  Ману, поэтому   они   манавы».

Последовательность   возникновения  Варны  также  известна  в  ряде вариантов.   Основной   из   них   предполагает   постепенное  возникновение Варн и состояние, когда все люди были добродетельными   и,   следовательно, брахманами   (по  одному из  вариантов, впоследствии красные брахманы стали кшатриями, жёлтые — вайшьями, чёрные, «потерявшие чистоту» — шудрами).

По некоторым    вторичным    источникам, например  джайнским, первыми возникли кшатрии,  потом вайшьи  и,  наконец, брахманы   и   шудры.   Философизированный   вариант   упанишад   предлагает концепцию развития, по которой из брахмана как божественной ипостаси    создана    Кшатра,    ипостась воинской Варны.  (т. е. боги — кшатрии: Индра, Варуна, Сома и т. п.), затем Виш, ипостась вайшьев  (т. е. васу, рудры и т. п.), и, наконец, Варн шудр.

Такое соотнесение социальных функций   (магико-юридической,   жреческой,   воинской,     производственной),     данных в   ипостасной   форме,   божеств  данной функции и, наконец, Варны в основе своей весьма архаично и подтверждает некоторые положения теории трёх социальных  функций  Ж.  Дюмезиля. В данном случае важен параллелизм и изоморфизм человеческих  и божественных классов: в основе тех и других   находится  некий  общий  образец,   характеризующийся   четырёхчленной   структурой   иерархического устройства   и  особым  соотношением элементов (3+1). Шудры оказываются   единственной   Варной,   лишённой   социальных    функций,    признаваемых в индо-арийском обществе почётными и полезными.

Первые три Варна считались принадлежащими к «дваждырождённым»   (поскольку они проходили через  посвящение,  рассматривавшееся как второе  рождение),  а  шудры — «однорождёнными»,   лишёнными   посвящения  (в «Законах Ману» III 15 они   называются   даже   «лишёнными рождения»).   Такая   четырёхчленная структура,   совпадая   с   другими   её образами   и   воплощениями   (четыре времени жизни, четыре юги — великих века, схемы города, храма, тетрады  богов)   соотносится  с обеими    структурами    схемы    древа мирового, выражающимися в числе — горизонтальной    (число   четыре)    и вертикальной (три).

Цветовая символика  Варна   (брахманы  —  белый  цвет, кшатрии — красный, вайшьи — жёлтый, шудры — чёрный) тоже имеет нередко соответствие в распределении цветов, характеризующих схему мирового древа. Эта цветовая символика  в ряде текстов получает семантическую интерпретацию в оценочно-характерологическом плане: белый цвет брахманов — благость, красный цвет кшатриев — страсть, жёлтый цвет вайшьев — смешение двух первых качеств, чёрный цвет шудр — темноту.

Но у этой четырёхчленной цветовой системы есть двоичный образ универсального характера (белый-чёрный). В мифопоэтических текстах есть указания на то, что классическая четырёхварновая система выводится из более древней двоичной системы. На двучленные структуры ориентируют древнейшие свидетельства об употреблении слова «Варны»: «убивая дасью, он (Индра) оказывал покровительство варне ариев»;

«Боги усмиряют гнев дасы, да приведут они нашу варну к благополучию; «Агастья, могучий праотец, который… желал детей, потомства и силы, поддерживал обе варны». Эта двоичность нередко встречается и в более поздних текстах, правда, с изменением членов противопоставления. Один из ранних примеров  — в «Тайттирия-брахмане»: «Брахман и шудра противостоят по различию кожи. Брахман — божественная варна, шудра же — асурская» (т. е. демонская).

Впрочем, выражение «асурская Варна» появляется уже в «Ригведе», и оно может быть интерпретировано как то, что предшествует Варне шудр  Дасью (дасы) представляли собой автохтонное племя, враждебное ариям и отличавшееся от них тёмным цветом кожи. Уже само наличие двоичного противопоставления «Варна ариев» — «Варна дасов» при том, что дасы опре¬деляются как чёрные, отсылает к правдоподобной реконструкции: белый (арии) — чёрный (дасы) как обозначение своего и несвоего (чужого). Употребление термина «Варна» в значении «сословие» появляется лишь в период брахман.

Дата публикации: 03 марта 2011 в 22:51