|
|
ВАРНА (др .-инд. varna, «цвет», «внешний облик», «вид», «род», «качество», «достоинство», «разряд людей») — социальный институт, относящийся к сословной структуре древнеиндийского общества и глубоко укоренённый в древнеиндийской мифологии.
Впервые четыре Варны упоминаются в «Пу-руша-сукте» «Ригведы», где излагается происхождение Варны из частей тела первочеловека Пуруши: «Когда Пурушу расчленили..., его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра». Более поздние памятники повторяют как идею четырёх Варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции, при этом употребляется и само слово «Варна».
В поздней брахманской литературе Варна возникают из бога-творца Брахмы, иногда из частей тела Вишну (обычно в воплощении Кришну), изредка из Шивы. Одна из самых известных версий сюжета" мифологической трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию): «А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру»; «А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение(милостыни) он установил для брахманов.
Охрану подданных, раздачу, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением». В этом же памятнике приводится и другая версия происхождения Варны — от великих риши, сыновей Ману и внуков Брахмы: от Кави — брахманы, от Ангира-са — кшатрии, от Пуластьи — вайшьи, от Васиштхи — шудры, ср. также «Брахманы, кшатрии и другие варны произошли от Ману, поэтому они манавы».
Последовательность возникновения Варны также известна в ряде вариантов. Основной из них предполагает постепенное возникновение Варн и состояние, когда все люди были добродетельными и, следовательно, брахманами (по одному из вариантов, впоследствии красные брахманы стали кшатриями, жёлтые — вайшьями, чёрные, «потерявшие чистоту» — шудрами).
По некоторым вторичным источникам, например джайнским, первыми возникли кшатрии, потом вайшьи и, наконец, брахманы и шудры. Философизированный вариант упанишад предлагает концепцию развития, по которой из брахмана как божественной ипостаси создана Кшатра, ипостась воинской Варны. (т. е. боги — кшатрии: Индра, Варуна, Сома и т. п.), затем Виш, ипостась вайшьев (т. е. васу, рудры и т. п.), и, наконец, Варн шудр.
Такое соотнесение социальных функций (магико-юридической, жреческой, воинской, производственной), данных в ипостасной форме, божеств данной функции и, наконец, Варны в основе своей весьма архаично и подтверждает некоторые положения теории трёх социальных функций Ж. Дюмезиля. В данном случае важен параллелизм и изоморфизм человеческих и божественных классов: в основе тех и других находится некий общий образец, характеризующийся четырёхчленной структурой иерархического устройства и особым соотношением элементов (3+1). Шудры оказываются единственной Варной, лишённой социальных функций, признаваемых в индо-арийском обществе почётными и полезными.
Первые три Варна считались принадлежащими к «дваждырождённым» (поскольку они проходили через посвящение, рассматривавшееся как второе рождение), а шудры — «однорождёнными», лишёнными посвящения (в «Законах Ману» III 15 они называются даже «лишёнными рождения»). Такая четырёхчленная структура, совпадая с другими её образами и воплощениями (четыре времени жизни, четыре юги — великих века, схемы города, храма, тетрады богов) соотносится с обеими структурами схемы древа мирового, выражающимися в числе — горизонтальной (число четыре) и вертикальной (три).
Цветовая символика Варна (брахманы — белый цвет, кшатрии — красный, вайшьи — жёлтый, шудры — чёрный) тоже имеет нередко соответствие в распределении цветов, характеризующих схему мирового древа. Эта цветовая символика в ряде текстов получает семантическую интерпретацию в оценочно-характерологическом плане: белый цвет брахманов — благость, красный цвет кшатриев — страсть, жёлтый цвет вайшьев — смешение двух первых качеств, чёрный цвет шудр — темноту.
Но у этой четырёхчленной цветовой системы есть двоичный образ универсального характера (белый-чёрный). В мифопоэтических текстах есть указания на то, что классическая четырёхварновая система выводится из более древней двоичной системы. На двучленные структуры ориентируют древнейшие свидетельства об употреблении слова «Варны»: «убивая дасью, он (Индра) оказывал покровительство варне ариев»;
«Боги усмиряют гнев дасы, да приведут они нашу варну к благополучию; «Агастья, могучий праотец, который… желал детей, потомства и силы, поддерживал обе варны». Эта двоичность нередко встречается и в более поздних текстах, правда, с изменением членов противопоставления. Один из ранних примеров — в «Тайттирия-брахмане»: «Брахман и шудра противостоят по различию кожи. Брахман — божественная варна, шудра же — асурская» (т. е. демонская).
Впрочем, выражение «асурская Варна» появляется уже в «Ригведе», и оно может быть интерпретировано как то, что предшествует Варне шудр Дасью (дасы) представляли собой автохтонное племя, враждебное ариям и отличавшееся от них тёмным цветом кожи. Уже само наличие двоичного противопоставления «Варна ариев» — «Варна дасов» при том, что дасы опре¬деляются как чёрные, отсылает к правдоподобной реконструкции: белый (арии) — чёрный (дасы) как обозначение своего и несвоего (чужого). Употребление термина «Варна» в значении «сословие» появляется лишь в период брахман.