ВЕЛЕС, Волос,в славянской мифо­логии бог. В древнерусских источ­никах (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет») выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства. В договорах с грека­ми Велес соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наря­ду с ним бог — Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол  Велеса по-видимому, на Подоле (в нижней части города). В социальном аспекте это же различие проявлялось в том, что  Велес считался богом «всей Руси», а Перун — богом княжеской дружины. В христианскую эпоху  Велес был ассимилирован и заменён хри­стианским покровителем скота св. Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён). Следы культа  Велеса (чаще всего под видом почитания св. Власия) сохранились по всему рус­скому Северу, где были известны и каменные идолы  Велеса, и легенда о свя­тилищеВелеса. В новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св. Власию явственна связь его культа со скотом. Характерно также пере­плетение культа  Велеса Власия с почи­танием медведя как хозяина живот­ных.   Называние   Бояна   «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю связь куль­та  Велеса с обрядовыми песнями и поэ­зией. Связь Велеса с сельскохозяйствен­ными культами очевидна из восточно­славянского обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеб­лей хлебных злаков — волотей, называемых «Волосовой бородкой». В своей языческой функции Велес вос­принимался позднейшей православ­ной традицией (в той мере, в какой она его не ассимилировала, отож­дествив со св. Власием) как «лютый зверь», «чёрт» отсюда костромское ёлс — «леший, чёрт, нечистый», диа­лектные волосатик, волосень — «не­чистый дух, чёрт»; это же поздней­шее значение — «чёрт» известно и в родственном чеш. Veles— «злой дух, демон» (тексты 16—17 вв.). Об общеславянском характере Велеса сви­детельствует и наличие соответствий русскому Велесу в южнославянской тра­диции, где, как и у восточных славян, с именем этого бога связывается название созвездия Плеяд (др.-рус. Волосыни, болг. Власците, сербо-хорв. Влашип и др.); ср. также имя вилы Вела в македонском фольклоре. Сопоставление общеславянскогос родственным балтийским име­нем бога загробного мира Велса, а также и с генетически сходными об­разами в ведийской мифологии (ср. демона Валу, пожирающего скот) по­зволяет предположить, что в исход­ном основном мифе славянской ми­фологии Велеса был противником громо­вержца Перуна.

 

Дата публикации: 03 марта 2011 в 23:51