|
|
ВЕЛИАЛ, велиар (евр. belijja'al,) - в иудаистической и христианской мифологиях демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени Велиал не ясна.
В Ветхом завете это имя (в синодальном переводе Библии чаще всего передаётся описательно) употребляется в одном ряду с такими словами, как «суета», «ничто» и «не-бог», для обозначения «чуждых богов», ощущаемых одновременно как нечто нереальное и опасное, вредоносное именно своей призрачностью.
Велиал может причинять человеку беду и недуг, и это сближает его со злыми духами языческих мифологий, гораздо важнее, однако, что он выступает как обольститель человека, совращающий его к преступлению ( в синодальном переводе — «вещи непотребной»), вербующий его в ряды «сынов Велиала», делающий из него маленького Велиала.
Поэтому в иудейской апокалиптике именно Велиал оказывается вождём совращенных им воинств «сынов тьмы» (кумранский текст «Война сынов света против сынов тьмы», «Заветы 12 патриархов» )- То же понимание — в новозаветном увещании хранить твёрдость духовного «воина», стоящего против всего мира: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» .
Как центральный Велиал – один из 72-х («Lemegeton», № 68) или 69-и (И.Виер «Pseudomonarhia Daemonum», № 23) духов, подчиненных царем Соломоном, при этом он назван среди четырех главнейших. И.Виер пишет: «Некоторые некроманты утверждают, что сам Соломон однажды, совращенный уловками некой женщины, склонился с молитвой к идолу Велиала: однако это не заслуживает доверия. Скорее следует верить тому рассказу, что они (демоны) были собраны вместе в большом медном сосуде за свою гордыню и надменность и брошены в глубокое озеро или яму в Вавилоне…
Вавилоняне, заинтересовавшись этим, решили, что должны найти там большие сокровища, и поэтому с общего согласия спустились в него, открыли и разбили сосуд, из которого немедленно вылетели дьявольские предводители и возвратились на прежние, присущие им места. Велиал же вошел в некое изображение и стал давать ответы тем, кто поклонялся и приносил ему жертвы”. Эдгар Каус, американский ясновидец нач. 20 в., утверждал, что Велиалу – “богу силы” поклонялись жители Атландиды за сотни тысяч лет до н.э.
Велиал – демон лжи, великий обманщик, покровитель азартных игр (костей и карт) и владыка содомитов (одним из его помощников называют демона Филотануса, подталкивающего смертных к содомии и педерастии). Он крайне порочен, развратен и пуст, при этом он – первый эстет ада и не любит являться в облике устрашающих чудовищ. Он «является в форме прекрасного ангела, сидящего в огненной колеснице, говорит приятным и учтивым голосом» («Lemegeton»). К доктору Фаусту, однако, согласно книге 1587 г. он явился “в обличье косматого, черного как уголь медведя, только уши его стояли торчком и были, как и морда, огненно-красного цвета,… были у него как снег белые длинные клыки, длинный хвост, локтей около трех, а на шее имел он три раскрытых крыла”, от него несет сильным холодом, невзирая на летнюю погоду; с собой он приводит наиглавнейших адских духов, своих самых именитых советников и слуг.
Дух Мефостофиль, описывая устройство ада, называет Велиала одним из 4-х правителей, облеченных княжеской властью, владычествующим на Юге (Ла Вей в «Сатанинской Библии», однако, называет Велиала – одного из 4-х коронованных принцев Ада – Властелином земли и Севера); он побудил Давида сделать исчисление израильтян, из-за чего погибло 60000 человек .
Он перечислен в номенклатуре дьявольских имен в «Etymologiae» Исидора Севильского (7 в.). В ряде источников Велиал выступает как юридический представитель, адвокат ада в процессе против Божественных сил за право власти над людьми, судьей на котором часто выступает царь Соломон (напр., «Das Buch Belial» Якоба Терамского, Аусбург, 1473, где Велиал, исчерпав юридические уловки, даже танцует перед Соломоном, дабы склонить его на свою сторону).
Антагонист дела Иисуса Христа, Велиал — возможный эквивалент сатаны, но если последнего отличает враждебность человеку, то первого — внутренняя пустота, несущественность.