ВЕЛИКАНЫ —  в мифологии, группа антропоморфных существ гигантского размера, относящихся к мифическому времени. В строгом мифологическом смысле в категорию Великанов  не входят сказочные или эпические Великаны  типа циклопов в «Одиссее», уаигов в осетинском нартском эпосе, дэвов в эпосе грузин .

 Антропоморфные исполины этой разновидности, как правило, выполняют просто функции чудовищ-«вредителей», утрачивая черты первосуществ. Иногда чертами Великанов  наделяются злые духи .

Великаны  рассматриваются носителями определённой мифологической традиции либо как их собственные предки или предки их богов (титаны, турсы), либо как некий враждебный народ (ётуны, абасы).

Даже в тех случаях, когда речь идёт о Великанах-предках, они гибнут от руки «своих» богов, составляющих пантеон данной традиции. Возможна и гибель их от руки культурного героя, но всё-таки важнейшим вариантом сюжета гибели Великанов  является титаномахия (избиение титанов олимпийскими богами в греческой традиции, борьба Тора и ётунов в «Эдде», богов с асурами в индийской мифологии ). Таким образом, мотив гибели Великанов  соотносится с темой поколений богов, и само существование их (как и многих других тератологических существ) приурочивается к периоду до завершения творения, до установления нынешнего мира и пантеона.

Великаны  оказываются связанными с хаосом, откуда их хтонические качества (тартар у титанов, сторуких и циклопов, порождение великаншами (напр., Ангрбодой) хтонических чудовищ), маргинальное положение в тех случаях, когда они продолжают жить и после окончательного сотворения мира, связь с горами (Прометей, Амирани).

Победа над Великанами  означает победу над хаосом и шаг к установлению космоса. Сюда же относится мотив расчленения тела гигантского существа (иногда после победы над ним) и сотворения мира из его частей. Единичность такого существа не противоречит данному выше определению Великанов, т. к. оно относится к периоду, когда все имеющиеся существа единичны и именно расчленение даёт начало множественности.

Вообще, в последовательных поколениях богов часто можно наблюдать уменьшение размеров, что особенно заметно в постмифологических, прежде всего эпических, традициях, сохраняющих миф в реликтовом виде. Здесь представлены случаи, когда протагонист является Великаном, и противоположные случаи, когда герой — не Великан  (человек), не-герой (противник) — Великан. Первый вариант иногда считают признаком архаического, второй — классического эпоса (В. Я. Пропп).

В русском былинном эпосе, где богатырь не является Великаном  (или выступает как Великан рядом с человеком и как обычный человек рядом с Великаном, напр. «Илья и идолище»),  гибель богатырей воспроизводит сюжет гибели Великанов  в мифах.  Есть в русском эпосе и мотив Великана-предка — Святогора; характерно при этом, что он обладает рядом общих признаков с богатырём Ильёй.

 

Дата публикации: 17 марта 2011 в 15:05