Волкодлак (вовкулака) в славянской мифологии — это оборотень, а точнее — человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка или  медведя.

Это либо колдун, который принимает звериный облик, либо обычный человек, на котором лежат злые чары.

Именно принужденные волкодлаки и являются самыми распространенными. Согласно поверьям, колдун может набросить на человека, которого хочет проклясть, волчью шкуру, нашептывая при этом специальные заклинания, превращающие человека в волка. Также существовал способ с поясами — колдун кладет под порог избы жертвы пояс, скрученный из мочала, и тот, кто переступить через этот пояс — превратится в волка и человеческий образ вернет только тогда, когда этот пояс протрется или пока кто-то не снимет проклятье специальными ритуалами, например, накормить освященной в церкви едой, но только поди ка разберись, где там волк, а где оборотень. Также волкодлаком мог стать тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.

Считалось, что волкодлаки превращенные насильно в животных, не зловредны, они лишь несчастные жертвы ведьминого произвола, они заслуживают сострадания. Такие волкодлаки живут в лесах, воют по-волчьи, однако при этом сохраняют человеческий разум.

Однако считалось, что не всех людей можно превратить в волкодлака, а только тех, кто имеет врожденную тягу ко злу.

Совсем другое дело — волкодлаки сами превращающие себя в животных — это уже упоминавшиеся ведьмы и колдуны. Они совершенно не испытывают неудобств от этих перевоплощений, по ночам становясь волками, к рассвету они вновь принимают человеческий облик. Используют такую способность ведьмы для своих черных замыслов, чтобы сеять смерть и несчастья.

 Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи.

 Мощь волкодлаков бывает такова, что они вызывают лунные затмения во время своих превращений! Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г.) повествуется о волкодлаке, который „гонит облака и изъедает луну“.

 Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А еще, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей (в некоторых сказаниях — через один, заговоренный, а женщины принимают образ волчиц, перекинувшись через коромысло), воткнутых в осиновый пень или в землю. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком.

  На такой случай лучше волкодлаку остеречься особым заговором:  «На море на Окияне, на острове на Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц, золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы они серого волка не брали и теплой бы шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской».

      Волкодлаки бывают не добровольные, а принужденные. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда! Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей, иногда общаются с другими дикими зверями. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что боятся дремучего леса, как и положено людям.

 Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ — конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой.

     Кстати сказать, образ человека-волка, оборотня, живет в мифологии многих народов. У англичан это Беовульф, у немцев — Вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи дляки (шкуры), чтобы почествовать свое серое божество.

      Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно). И, возможно, не погрешил против истины Геродот, упоминавший в своей «Истории» о праславянах-неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние».

 

Дата публикации: 17 марта 2011 в 17:31