|
|
ВЕПРЬ — кабан — как мифологическое существо во многих мифологиях является символом боевой мощи и плодородия. В гомеровском и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака — «головы Вепря» на шлеме воина.
Этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл. iocfurr, «вепрь», «князь»,«бог»).
В древнехеттских текстах Вепрь (кабан или свинья тростников) упоминается в качестве одного из «животных бога». В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в Вепря.
Охота на кабанов предстаёт как занятие богов в японской мифологии. В индоиранской мифологии распротранён сюжет о поражении героем Тритой, Траэтаоной демона в образе кабана.
В мифологии балтийских славян огромный Вепрь, сверкая белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит священному городу Ретра.
У кельтов, почитавших вепря как священное животнотное, существовал миф о валлийском царе, превращенном богами за грехи в вепря.
Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в греческой, хеттской и других мифологиях.
Типологически сходное мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными животными, известно у группы индейских племён Южной Америки: в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына (или воспитанника) бога или культурного героя (Тупана у племени тенетахара), в других — мужчины, не приносящие своим жёнам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью выдр.
|