|
|
ВИШВАКАРМАН (древне- индийское «творец всего»)- в ведийской и индуистской мифологии божественный творец вселенной, созидатель, поэт.
В «Ригведе» ему посвящено два гимна в X мандале. Существенно, что как эпитет слово «Вишвакарман» в «Ригведе» относится по разу к Индре и к Сурье, а в «Ваджасанейи-самхите» к Праджапати, с которым Вишвакарман в ряде случаев отождествляется.Также устанавливаются и связи Вишвакарман с Тваштаром.
Вишвакарман всевидящ (он смотрит во все стороны), упоминаются его лицо, руки, ноги, крылья. Он мудрец, жрец, «наш отец», повелитель речи (Вачаспати), «единственный установитель имён богов», как и Брихаспати. Он вообще устроитель и распорядитель, обладающий быстрой мыслью, знанием всех мест и всех существ, благосклонностью.
Вишвакарман выступает как ваятель, плотник, кузнец. Он создаёт землю и раскрывает небо. Чтобы сотворить мир, Вишвакарман приносит самого себя в жертву.
В пуранах и эпосе Вишвакарман связан с рядом сюжетов, но его функция творца при этом суживается до роли искусного строителя, мастера.
Так, он строит для демонов-ракшасов город Ланка («Рамаяна»), дворец для бога богатства Куберы и для Варуны (в мифе о хранителях мира), создаёт прекрасную деву (сказание о Сунде и Упасунде), отдаёт Кали топор, перстни и ожерелья, делает летающую колесницу «Пушпака» для Куберы, гирлянду для Сканды, оружие .
Вишвакарман обрастает и родственными связями: он сын Прабхасы (и внук Дхармы) от Йогасиддхи; у него дочь Санджия (замужем за Сурьей) и сын Нала, обезьяний вожак и строитель.
Иногда отцом Вишвакарман называется Брахма.
|