ВИШНУ  -  один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой  божественную триаду — тримурти.  

В ведийских гимнах Вишну  занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств.  В брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах Вишну становится первостепенной фигурой.

 В индийской традиции имя Вишну толкуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий» (от корня vie, «входить», «проникать»).  Другие этимологи иногда предполагают неиндоевропейское происхождение  его имени.  Возможно, что образ Вишну вобрал в себя элементы из доарийского субстрата. В протоиндийских материалах никаких намёков на Вишну  до сих пор не обнаружено (помимо изображения птицы на одной из печатей Хараппы, в котором исследователи усматривают прообраз Гаруды, ездовой птицы Вишну ). С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения Вишну .

В ведийской литературе имя Вишну встречается около ста раз — в частности, он упомянут в нескольких гимнах «Ригведы», один гимн  целиком посвящен ему.  В гимнах прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Уже в древнеиндийской традиции эти три шага были истолкованы как движение солнца — или от восхода через зенит к закату, или через три мира.

Прежде европейские мифологи делали из этого вывод, что Вишну   первоначально был солнечным божеством, но теперь это мнение оспаривается многими учёными. Мифологема «трёх шагов» навсегда осталась связанной с Вишну  и претерпела различные трансформации. Из них наиважнейшая — три шага Вишну  в облике карлика ( Аватара), которыми он отнял вселенскую власть у царя дайтьев Бали .

В ведах Вишну  выступает как младший партнёр Индры (отсюда имя Упендра, «младший Индра») в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но Вишну  постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра, «более великий, чем Индра»). В брахманах круг мифов, связанных с Вишну, расширяется. В них Вишну  совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью в критических ситуациях.

В эпосе сам Вишну  (либо в виде своих аватар Кришны и Рамы) является центральным персонажем. В эпической мифологии происходит постепенное отождествление целого ряда образов: с одной стороны, Вишну  и божества Нараяны, а с другой стороны, Рамы, Кришны и других антропоморфных и териоморфных персонажей, из которых складывается система аватар  Вишну -Нараяны.

Из 18 главных пуран 6 посвящены Вишну  («Вишну-пурана», «Нарадия-пурана», «Бхагавата-пурана», «Гаруда-пурана», «Падма-пурана», «Вараха-пурана»), но и в остальных, формально посвященных Брахме или Шиве, Вишну   и его аватары занимают большое место. В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну  и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит Вишну -Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его абсолютом, источником, основой и сутью бытия. 

В одном из вариантов мифа о потопе мудрец Маркандея, спасённый Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную:   землю,   небеса,   людей, богов… Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну .

Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну  в конце каждого мирового цикла  вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Из других мифов, связанных с Вишну, следует назвать миф о пахтанье мирового океана, предпринятого под водительством Вишну-Нараяны.   Вишну же отнимает у демонов добытую амриту, приняв облик прекрасной  женщины, и играет решающую роль в последовавшей затем битве богов и асуров.

Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определённого облика составляет основное содержание мифов об аватарах Вишну. Во всех своих проявлениях Вишну  олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (например в вишнуизме) эта энергия, именуемая Вишну, предстаёт во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).

В ведах Вишну  наделён неопределённо антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». «Махабхарата» среди других имён Вишну даёт: «тот, чьё тело не описать», но тем не менее часто по-разному описывает Вишну.  В сложившейся позднее иконографии Вишну  обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей.  В одной из   четырёх  его   рук — чакра («круг», «диск»), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке — раковина, в третьей — булава (палица), в четвёртой — лотос или лук. Цвет кожи  Вишну  — тёмно-синий, цвет одежды — жёлтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в «Махабхарате» встречаются утверждения, что кожа Вишну  принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга Вишну  — Лакшми. Сам Вишну  иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание Вишну  — вершина горы Меру. Его ездовое животное — царь птиц Гаруда.

Вишну   имеет много различных имён, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имён Вишну». Другие наиболее важные имена Вишну: Хари (букв, «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»), Говинда («пастух»), Кешава («благоволосый»), Мадхусудана («убийца демона Мадху»), Мурари («враг демона Муры»), Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»).

 

 

Дата публикации: 04 апреля 2011 в 19:19