Волхвы — в восточнославянской  мифологии  жрецы, служители языческого культа-   «мудрецы», кудесники или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн природы, недоступных обыкновенным людям. В славянском языческом обществе Волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями. Волхвы считались  шаманам и ипророками, также они занимались  целительством и составлением различных снадобий.  В христианских преданиях Волхвы, цари-волхвы, маги, мудрецы-звездочёты,   пришедшие  поклониться младенцу Иисусу Христу. 

Родина Волхвов -древний Восток.  Волхвы или маги являются в качестве особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Но мидийское или персидское происхождение магов не может быть признано уже потому, что оно не захватывает существования волхвов в более отдаленные времена, у более древних народов, как, у ассиро-вавилонян.

Maгия или волхвование было одной из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии. Тамошние маги существенно отличалисьот жрецов-   жертву богам  приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее Волхвы, маги, мудрецы.

Сами Волхвы разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особую специальность и носил соответствующее название. К одному разряду относилось составление писаных заговоров или талисманов, прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженных каким-нибудь большим несчастием. Волхвы, занимавшиеся этим, назывались хертуммимами, в собственном смысле магами.   Другой класс мудрецов(ашшафимы или мекашафимы) имел своей специальностью чтение заклинаний.    Третий класс (газеримы) вел запись различных физических иастрономических явлений, которые служили для них основой предсказания будущих событий.

Особенно важное значение имели газеримы или звездочеты.  Ассиро-вавилонские Волхвы были самыми знаменитыми в древности, так что их общее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимом магов. У египтян также были мудрецы или Волхвы — их волхвование весьма близко напоминает собою подобную  мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствии Фараона, истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений.

 У египтян Волхвы   отличались большей серьезностью и преданы были главным образом научной разработке представлявшихся их наблюдению явлений. От ассиро-вавилонян Волхвы  перешли ик персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со стороны туземных жрецов.  Но затем магизм привился и у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или священника.

Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов. Из Персидской монархии понятия волхвов перешли к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским. Под именем волхвов или магов  греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусствокоторых имело иногда весьма сомнительное значение. Самое слово маги сделалось   впоследствии, синонимом всякого обмана и шарлатанства.

Платон с уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основу воспитания, которая лучше афинской. Ксенофонт также одобрительно отзывается о магах в своей Киропедии. По определениюпозднейшего лексикографа Свиды, магами назывались «у персов философы и богословы».

В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых. От греков, а потом и непосредственно от восточных народов, Волхвы  перешли к римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на восточных Волхвов, как на низких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное cyeвеpиe. Тацит называет мудрость восточных волхвов суеверием, а Плиний видит в ней «пустоту» и «обман» .

Римские сатирики времен Империи бичуют как самих магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, Волхвы получали все большее и большее влияние в римском обществе. Во многих домах римской знати Волхвы  состояли на жаловании, а при дворе кесарей повременам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах.

Уже во II в. до Р. X. была попытка изгнать халдеев из Рима. Закон Суллы, относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, напрактике применялся и к Волхвам.  В последующее время иные правители преследовали Волхвов, а другие, напротив, покровительствовали им.  Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским Волхвам и астрологам заниматься своими предсказаниям и  даже сжигал их книги.

Тиверий и Клавдий также издавали различные постановления касательно изгнания «математиков и магов», хотя известно, что лично Тиверий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми «стадами халдеев» (по саркастическому выражению Тацита). Нерон  относился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участие в пиршествах магов.  Веспасиан, Адриан и Марк Аврелий относились к ним с терпимостью. Н

екоторые из восточных Волхвов, как,  Аполлоний Тианский, приобретали громкую известность. Самое понятие о магах все более расплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всего таинственного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист против христианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывал самому Христу знание магии.

Со своей стороны, христиане объясняли магией чудеса, совершавшиеся, будто бы, известными в то время еретиками. В царствование Каракаллы Волхвы  сжигались  живыми, а пользовавшиеся их  чарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзание зверям. Диоклетиан возобновил прежние против них указы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь при христианских императорах.

Константин Великий издал ограничительные постановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций и последующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни.  Этоотношение к Волхвам  нашло себе ясное юридическое определение в законах Юстиниана, послуживших основой последующего законодательства христианских народов.

В христианских преданиях Волхвы, цари-волхвы, маги, мудрецы-звездочёты,   пришедшие  поклониться младенцу Иисусу Христу.  Евангельское каноническое повествование не называет ни их числа, ни имён, ни этнической принадлежности, но ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. По явлению чудесной звезды они узнают, что родился «царь иудеев», мессия, и приходят в Иерусалим, где простосердечно просят Ирода, царя иудейского, помочь им в поисках младенца.  Запрошенные Иродом книжники сообщают, что по древним пророчествам мессия должен родиться в Вифлееме.  

Ирод отправляет туда Волхвов, решив использовать их, чтобы выведать имя своего родившегося соперника. Звезда, к радости Волхвов, останавливается над тем местом, где находится младенец-Христос.Они совершают перед младенцем обряд «проскинезы» (повергаются ниц, как перед восточным монархом) и приносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу — мирру. Вещий сон запрещает им возвращаться к Ироду, и они направляются к себе на родину.

Церковные и апокрифические предания добавляют подробности. Уже Ориген (2—3 вв.) исходит из того, что число  Волхвов соответствовало числу их даров, т. е. было равно трём, и это становится общепринятой версией. Такое число соотносилось с тремя лицами троицы, тремя возрастами человека, а также с представлением о тройственном делении человеческого рода.  По  другой версии, получившей хождение в сирийской и  армянской традиции, число Волхвов— 12 .

Родиной Волхвов в раннехристианской литературе уже со 2 в. (Юстин) нередко называют Аравийский полуостров, тем самым связывая их как с богатой традиционно-мифологической топикой «Счастливой Аравии», так и с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому царю Израиля: «цари Аравии и Сабы принесут дары… и будут давать ему от золота Аравии» и придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию… все они из Сабы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу господа» .

Оба текста упоминают как «свет», соотносимый с образом звезды, так и дары — золото и ладан;  из наложения этих пророчеств о приходе «царей», на социальную реальность восточных теократии, где главы жреческой иерархии обычно были местными градоправителями и царьками, возникло представление о «царском» сане Волхвов, впоследствии общепринятое. Некоторые особенности аравийских мифов и культов, включавших представление о рождении бога от девы-камня, побуждали христиан предполагать у жрецов и «мудрецов» Аравии особое предчувствие тайны рождества.

Однако ещё чаще за родину Волхвов принимали персидско-месопотамский ареал. Само слово «маги» исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии, но в быту применялось для обозначения месопотамских («халдейских») астрологов; в реальности первых веков н. э. грань между обоими смыслами практически стёрлась. Характерно, что раннехристианское искусство изображало ветхозаветных персонажей, оказавшихся в Вавилоне, т. е. Даниила и трёх отроков, одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия), и тот же наряд неизменно даётся Волхвам.  

Персидский царь Хосров II Парвиз (7 в.), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней  Волхвов. Через Месопотамию Волхвы связывались с воспоминаниями о Валааме и Данииле, которые проповедовали месопотамским язычникам приход мессии (а Валаам говорил о мистической «звезде от Иакова»).  Через Персию — с культом Митры (описанный выше костюм Волхвов совпадает с костюмом жрецов митраизма).

Представления о персидском происхождении Волхвов дольше всего держались в византийской иконографии.  С наступлением эпохи Великих географических открытий и активизацией миссионерской деятельности в  экзотических странах Волхвы  становятся олицетворением человеческих рас — белой, жёлтой и чёрной-   древним архетипом тройственного деления рода человеческого или трёх частей света — Европы, Азии, Африки.    Имена Волхвов в раннехристианской литературе варьируются (у Оригена — Авимелех, Охозат, Фикол, в сирийской  традиции — Гормизд, Яздегерд, Пероз ).

 На средневековом Западе и затем повсеместно получают распространение имена — Каспар, Валтасар , Мельхиор.  Дары Волхвов  обычно истолковывались так:  ладаном почитают божество, золотом платят подать царю, миррой (которой умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа.

Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием праздника трех царей (6 января) и они сделались вообще покровителями путешественников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата публикации: 05 апреля 2011 в 19:57