ГАНЕША  или Ганапати (Ganapati)-  виндуистской мифологии «владыка ганы», низших божеств, которые составляли свиту Шивы.

В ведийской литературе Ганеша как самостоятельное божество не фигурирует, а титул «Ганапати» принадлежал самому Шиве, или Рудре .

В эпосе и пуранах Ганеша  — сын Шивы и Парвати. Он изображается с человеческим туловищем красного или жёлтого цвета, большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой, из пасти которой торчит лишь один бивень.

Детали внешнего облика Ганеши  получают объяснение в нескольких мифах, подробно изложенных в «Брахмавайварта-пуране» и «Ганеша-пуране». Один из таких мифов рассказывает, что на празднество рождения Ганеши  забыли пригласить бога Шани (персонификация планеты Сатурн). Из мести тот испепелил    взглядом    голову   младенца, и Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое ей встретится; таким существом оказался слон.

По другому мифу, сам Шива в гневе отрезал голову своему сыну, когда тот не пустил его в покои Парвати; затем, однако, чтобы утешить свою супругу, он приставил к туловищу Ганеши голову находившегося неподалёку слона.

Один из своих бивней Ганеша, как сообщает легенда, потерял в поединке с Парашурамой: Парашурама пришёл навестить Шиву, но Шива спал, и Ганеша отказался его пус¬тить; тогда Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсёк его правый бивень.

Ещё одна легенда говорит, что Ганеша сам отломал у себя бивень, сражаясь с великаном Гаджамукхой, и бросил его в своего противника; бивень обладал магической силой и превратил Гаджа-мукху в крысу, которая стала ездовым животным (ваханой) Ганеша.

Хотя Ганеша возглавляет свиту Шивы, главная его функция в индуистской мифологии связана не с этой его ролью, а с тем, что он считается богом мудрости и хранителем препятствий (показательные имена жён Ганеши: Буддхи — «разум» и Сиддхи — «успех»).

Индуисты призывают Ганешу в помощь, предпринимая любое сколько-нибудь важное дело, в частности с обращения к Ганеши, как правило, начинаются санскритские сочинения. Ганеша принадлежит к числу наиболее популярных индийских богов; его изображения и храмы широко распространены в Индии, особенно на юге.

 

 

Дата публикации: 23 июня 2011 в 19:14