Герой, в греческой мифоло­гии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Герой обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одис­сее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, «полу­богами» (tipitfeoi, Орр. 158—160). В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Герой разъясняется как «мощный, сильный, благородный, зна­чительный». Сов­ременные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства, а также сближая с именем богини Геры.

История Героя  относится к т. н. клас­сическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет — сер. 2-го тыс. до н. э.), связанному с укреплением патриарха­та и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений мате­ри-земли — Геи, создают поколенияГерой , вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Г. с указа­нием их родителей и места рождения. Иногда Герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей).

Герой призван выполнять волю олим­пийцев на земле среди людей, упо­рядочивая жизнь и внося в неё спра­ведливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармонич­ности. Обычно Герой наделяется непо­мерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Геройя утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Геройя бессмерт­ными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией, или Деметра, покровитель­ствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта. И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смерт­ные родители (Пелей — отец Ахилла, Метанира — мать Демофонта). Стремление нарушить исконное рав­новесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, т. е. даровать им бессмертие, был поражён молнией Зевса. Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную моло­дость, но затем Афина возвратила их на место. Безус­пешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику. Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность Героя  большей частью имеет драматический харак­тер, т. к. жизни одного Героя  не хвата­ет, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической лично­сти и бесконечного преодоления испы­таний и трудностей. Герой часто го­ним враждебным божеством (напр… Геракла преследует Гера) и зависит от слабого, нич­тожного человека, через которого дей­ствует враждебное божество (напр., Геракл подчинён Эврисфею).

Чтобы создать великого Героя , требу­ется не одно поколение Героев. Зевс триж­ды вступает в брак со смертными жен­щинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений родился   Ге­ракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, про­исходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в ми­фах об общегреческих Героях, таких, как Геракл.

Ранний   героизм      подвиги  Героев, уничтожающих чудовищ: борьба Пер­сея с горгоной, Беллерофонта с химе­рой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых   является   борьба   с   Аидом. Поздний героизм связан   с   интеллектуализацией   Героя, его культурными функциями   (искус­ный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет и Амфион). Среди Героев  певцы  и  музыканты,  овладевшие магией   слова   и   ритма,   укротители стихий   (Орфей),   прорицатели   (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели  загадок  (Эдип),  хитроумные и любознательные (Одиссей), законо­датели   (Тесей).  Независимо  от  ха­рактера   героизма   подвиги   Героя   всег­да  сопровождаются  помощью  боже­ственного  родителя   (Зевс,  Аполлон, Посейдон)   или   бога,   функции   ко­торого   близки   характеру   того   или иного   Героя   (мудрая   Афина   помогает умному Одиссею).   Нередко соперни­чество   богов   и   их   принципиальное отличие  друг  от  друга  сказывается на  судьбе  Героя   (гибель Ипполита  как результат  спора Афродиты  и  Артемиды;   буйный   Посейдон  преследует Одиссея   наперекор   мудрой   Афине; Гера, покровительница моногам ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую Герой испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет  от  руки  вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества  (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе  с  тем  подвиги  и  страдания Геройя
рассматриваются как своего рода испытания,   вознаграждение за которые  приходит  после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив   в   жёны   богиню Гебу. Однако, по другой версии,   сам   Геракл   находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде, что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления 
Героя. Убитый под Троей  Ахилл  затем  оказывается на острове Левка   (аналог острова блаженных), где вступает в брак с Еленой,  Менелай (зять Зевса) не   испытав   смерти,   переносится  в Елисейские  поля. Гесиод же считает обязательным для большинства Героев переселение на остров блаженных. Сын    Аполлона    Асклепи, убитый  молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона,    обретает  божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный Герой — полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея — архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Крит­ского и богини Персефоны. В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису — Герою. Таким образом, Ге­ракл явился образцом для представ­ления о Герое-боге, а Дионис считался Героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятель­ности Героев приводит к их противопостав­лению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накаплива­ются в поколениях героических дина­стий, приводя к гибели Героя. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои  конца клас­сического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Ага­мемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Созда­ются также мифы о гибели всего рода Героя  (мифы о войне семерых про­тив Фив и о Троянской войне), Гесиод рассматривает их как войны, в которых Герои истребили друг друга (Орр. 156—165).

В нач. 1-го тыс. до н. э. большое распространение получает культ умер­ших Героев, совсем незнакомый гомеров­ским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе Героя  отразилась идея божествен­ного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества Героя  и покровительство его людям. На могилах героев приносились жертвы {ср. жертвы Агамемнону в «Хоэфо-рах» Эсхила), им отводили священные участки (напр., Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали со­стязания певцов (в честь Амфида-манта в Халкиде с участием Гесиода). Плачи (или френы) по  Герою, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпи­ческих песен. Общегреческий Герой Геракл считался установителем Немейских игр. Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в дру­гих — как Герою. Неко­торые Герои  воспринимались как ипо­стаси бога, напр. Зевса (ср. Зевс — Агамемнон, Зевс — Амфиарай, Зевс — Трофоний), Посейдона (ср. Посей­дон      Эрехфей).   Там,   где   была прославлена деятельность Героя, строи­лись храмы (храм Асклепия в Эпи-давре), на месте его исчезновения вопрошали оракула. В 7—6 вв. до н. э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних Героев — эпони­мов городов — потерял своё значение (напр., в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса). Религиозно-культовый героизм, освя­щённый полисным строем, играл важ­ную политическую роль в Греции. Герои  мыслился защитником полиса, посред­ником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, напр. при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смер­ти и включение в число Героев  известных исторических лиц (Софокл после смерти стал Героемпо имени Дексион). Почётное звание Герой получали после гибели выдающиеся полководцы (напр., Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических Героев, которые стали вос­приниматься как предки — покрови­тели семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же чётко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях Герои очень часто классифицируются вместе с ве­ликими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в т. ч. носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш. Отран, Ф. Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических Героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж. Фрейзером в «Золотой ветви», и даже видят в Герое ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаиче­ским системам, для которых харак­терно представление о Герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем «кухонный» огонь, культурные растения, вводящем со­циальные и религиозные институты и т. д., т. е. выступающем в качестве культурного героя и демиурга. В от­личие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путём, словесным их называнием, «извле­кать» их так или иначе из самих се­бя, Герои большей частью находят и до­бывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первона­чальных хранителей, или же Герои изго­товляют эти объекты подобно гонча­рам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в ка­честве минимального набора «ролей» включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект из­влекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает Герой — добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста. Пространственная подвижность и многочисленные контакты Героев, особенно враждебные, способствуют повество­вательному развёртыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более раз­витых мифологиях Герои эксплицитно представляют силы космосе в борьбе против сил хаоса — хтонических чу­довищ или иных демонических су­ществ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе на­чинающейся «историзадии» мифа в эпических текстах Герои приобретают облик квазиистбрических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными «захватчиками». Соответственно, в сказочных текстах мифические Герои за­меняются условными фигурами ры­царей, принцев и даже крестьянских сыновей (в т. ч. младших сыновей и других героев, «не подающих на­дежд»), побеждающих сказочных чу­довищ силой, или хитростью, или вол­шебством.

Мифические Герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиа­торы) между различными мифически­ми мирами. Во многих случаях их роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов (см. Шаманская мифология). Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в извест­ном смысле, их специфику.

Активность Героя в развитых образцах мифа и эпоса способствует формиро­ванию особого героического характе­ра — смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гилъгамеша, Ахилла, Героя германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные   персонажи,   осуществляющие функцию медиации между, частя­ми космоса, одолевающие в борьбе демонических противников. Такими богами-Г. являются, напр., Тор в скандинавской мифологии, Мардук — в вавилонской. С другой стороны, Герой даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам. Гильга-меш, характеризуемый в аккадской поэме «Энума Элиш» как существо на две трети божественное и многими ка­чествами превосходящее богов, не может всё же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей. В отдельных случаях неистовый характер Героя или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству Героя (ср. греч. Прометея и сходных с ним Героев мифологии кавказско-иберий­ских народов: Лмирани, Абрскила, Лр-тавазда, а также Батрадза). Герои нуж­даются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рожде­ния, обычно в силу божественного происхождения. Герои нуждаются в по­мощи богов или духов (в дальней­шем эта потребность Героев уменьшается в героическом эпосе и ещё более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за Героя), а эта помощь большей частью при­обретается посредством определённо­го искуса и испытаний типа посвя­тительных испытаний, т. е. инициации (см. Инициация и мифы), практику­емой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов ини­циации является обязательный в ге­роическом мифе уход или изгнание Героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных стра­нах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духа­ми, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициа­цией — проглатывание юного Героя чудовищем и последующее освобож­дение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испыта­ний является божественный отец (или дядя) Героя или вождь племени, который даёт Герою «трудные задачи» или изгоняет его из племени. Изгнание (трудные задачи) иногда мотивиро­вано проступком Героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный Герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигна­лизирует о его героической исключи­тельности и достигнутой зрелости (а   может   быть,   и   об   одряхлении отца-вождя). Испытания могут при­нять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических су­ществ (злых духов); Герой может пре­вратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение — смерть/воскресе­ние). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом ге­роической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком слу­чае, необычном) рождении Героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испыта­ниях, различные перипетии героиче­ского детства составляют важную часть героического мифа и пред­шествуют описанию важнейших под­вигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое «начало» в ге­роическом мифе в принципе аналогич­но космическому «началу» в мифе космогоническом или этиологиче­ском. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превра­щающейся в Героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предваритель­ные испытания Героя в процессе его со­циального воспитания и основные де­яния часто так переплетены в сюже­те, что их трудно чётко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы Героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или её отца; эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчётливо соотносится с циклом «переходных» обрядов, сопровождаю­щих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправ­ных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений. Ге­роический миф — важнейший источ­ник формирования как героического эпоса, так и сказки.

 

Дата публикации: 21 сентября 2011 в 23:10