Асклепий, в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии, — Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца  Асклепия  и принёс его на воспитание мудро­му кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания.  Асклепий пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых (он воскресил Ипполита, Капанея,   Главка—сына   Миноса   и др.). За это разгневанный Зевс убил  Асклепия перуном.Сыновьями  Асклепия  были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи. Среди дочерей  Асклепийя— Гигиея и Панакея — женские коррелаты  Асклепия.  Культ  Асклепия  был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелени­ем со всех концов Греции. Непремен­ным атрибутом  Асклепия была змея (или да­же две), получавшая в храме  Асклепия  жерт­венные приношения. На острове Кос находи­лось известное святилище  Асклепия, зна­менитые врачи острова Кос считались потомками  Асклепия  и назывались Асклепиадами.  Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты. В образе  Асклепия  сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея — не только атрибут  Асклепия, но и сам  Асклепий — змей) и представление о передаче бо­жественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установлен­ное в мире олимпийцами. В римской мифологии  Асклепий именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена пона­везённая из Эпидавра змея, был основан храм бога. Большинство дошедших до нас ан­тичных изображений  Асклепия  составляют посвятительные   рельефы.   Сохрани­лись статуи бога и их фрагменты (го­лова  Асклепия с острова Мелос и др.); изо­бражался  Асклепий также на геммах и мо­нетах. В средние века  Асклепий встречается в миниатюрах медицинских и мифо­логических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и апте­карей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструмен­тов, но уже в эпоху Возрождения  Асклепий как персонаж изобразительного искус­ства утратил значение (бронзовая статуя  Асклепия  работы Франческо ди Джорджо—редкое исключение). В живописи 16—17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении  Асклепия  (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец  Асклепий, а сам Аполлон.

 

Дата публикации: 26 сентября 2011 в 22:25