|
|
Асклепий, в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии, — Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева младенца Асклепия и принёс его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания. Асклепий пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых (он воскресил Ипполита, Капанея, Главка—сына Миноса и др.). За это разгневанный Зевс убил Асклепия перуном.Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, упоминаемые Гомером как прекрасные врачи. Среди дочерей Асклепийя— Гигиея и Панакея — женские коррелаты Асклепия. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты. В образе Асклепия сочетаются хтонические черты земли-целительницы (змея — не только атрибут Асклепия, но и сам Асклепий — змей) и представление о передаче божественных функций детям богов — героям, которые своей дерзостью нарушают равновесие, установленное в мире олимпийцами. В римской мифологии Асклепий именуется Эскулапом; его культ был введён в Риме в нач. 3 в. до н. э., на одном из островов Тибра, там, где была выпущена понавезённая из Эпидавра змея, был основан храм бога. Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты (голова Асклепия с острова Мелос и др.); изображался Асклепий также на геммах и монетах. В средние века Асклепий встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение (бронзовая статуя Асклепия работы Франческо ди Джорджо—редкое исключение). В живописи 16—17 вв. популярностью пользовался миф о гибели Корониды и рождении Асклепия (фреска Доменикино, гравюра X. Голциуса и др.), но главное действующее лицо здесь не младенец Асклепий, а сам Аполлон.