Асмодей, в иудаистических леген­дах демоническое существо. Имя Асмодей , заимствованное, по-видимому, из иранской мифологии (ср. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: Асмодей преследует некую иудейскую деви­цу Сарру своей ревностью, не давая свершиться её браку и последователь­но умерщвляя в брачную ночь семе­рых мужей прежде соития с ней, и только благочестивому Товии, поль­зующемуся помощью Яхве и ар­хангела Рафаила, удаётся прогнать Асмодея  и сделать Сарру своей женой. Асмодей выступает здесь как особенный недруг одного из «божьих установлений» — брака. Этот мотив развивается в апокрифи­ческом «Завете Авраама», восходя­щем к 1 в. Уже происхождение Асмодея  связано с блудом между (падшими) ангелами и «дочерьми человечески­ми», и сама природа Асмодея  побуждает его разрушать брачное сожительство средствами бес­силия, холодности и отклонения жела­ний в недолжную сторону. Это наиболее существенная сто­рона легенд об Асмодее.  С ней связаны две другие линии — перенос на Асмодея  в его отношениях с Соломоном мотивов сверхъестественного помощника царя-строителя, а также двойника царя, подменяющего его на престоле до ис­течения срока наказания, пока царь должен бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свою гордость. В обеих этих линиях, в отличие от первой, Асмодей наделён амбивалентностью, присущей персонажу сказки, а не ле­генды; он выступает как стихийная сила, непредсказуемая, неподвласт­ная человеческим меркам, опасная, но не злая. Соломону удаётся опоить Асмодея, связать в пьяном виде и наложить    на    него    свою    маги власть     (мотивы    «захвата    опоенного чудовища», ср. сюжет Мидсаи Силена; «чудовища на человеческой   службе»,   ср.   рассказыджиннах и т. п.); Асмодей, как и полагается захваченному  чудовищу,  выдает некую тайну, а именно: секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни, и вообще помогает строить храм, попутно проявляя прозорливость. Возгордившись,  Соломон предлагает Асмодею  показать свою  мощь и  отдаёт ему магический перстень (ср. мотив посрамлённой   гордыни   Соломона   в исламских   преданиях,   см.    Сулайман)  Асмодей  немедленно   вырастает   в крылатого    исполина    неимоверного роста, забрасывает    Соломона    на расстояние, сам принимает облик Соломона и занимает его место, Асмодей и здесь   выдаёт   свою   природу блудного беса и недруга брака тем, что хозяйничая в гареме Соломона, систематически    нарушает   ритуальные «запреты, гарантирующие чистоту брачных сношений, и даже покушается на кровосмешение. По этим признакам его изобличают как самозванца когда испытание Соломона оканчивается. Легенда о Соломоне и Асмодее  получила универсальное распространение в  литературе, фольклоре и художественной иконографии христианского и исламского   средневековья: в словянских изводах партнёр Соломона именуется    Китоврасом     в западноевропейских — Маркольфом  (Моэм, Марольтом).

 

Дата публикации: 28 сентября 2011 в 22:46