Аталанта, в греческой мифологии охотница, участница калидонской охоты   и похода аргонавтов. Видимо, образ Аталанты  возник из слияния двух первоначальных образов героинь: аркадской, славившейся меткой стрельбой из лука, и беотийской, знаменитой быстротой ног (отсюда: отец Аталанты  — аркадский герой Нас, мать — беотийская царевна Климена и варианты имени отца: Схеней, Менал и др.). Отец Аталанты, недовольный тем, что родилась дочь, а не сын, выбросил ребёнка, и его вскормила медведица, а воспитали охотники. Аталанта первая ранила калидонского вепря и получила за это от влюблённого в неё Мелеагра почётную награду: голову и шкуру зверя. Аталанта отказыва­лась от замужества и застрелила из лука двух покушавшихся на её дев­ственность   кентавров. Всем сватавшимся к ней она устраивала испытание, предлагая состязаться в беге. Пропустив жени­ха вперёд, она в полном вооружении бросалась вдогонку, и тот, кого она настигала в пределах намеченного для состязания участка, должен был поплатиться жизнью. После того как многие добивавшиеся её руки погибли, Меланион (вариант: Гиппомен) сумел победить Аталанту  хитростью. Он выбрасывал на бегу золотые яблоки, подымая которые, Аталанта про­играла состязание. Став женой Меланиона, Аталанта родила ему Парфенопея[вариант:    отцом    Парфенопея были Мелеагрили Арес]. Супру­жество Аталанты  было недолгим и окончилось трагически: Зевс наказал предавав­шихся любви в его храме супругов, превратив обоих во львов. Согласно представлениям древних, львицы соче­таются только с леопардами, поэтому постигшее Аталанту наказание лишало её возможности продолжать брачные отношения с мужем. Некоторые черты мифа об Аталанте  (вскармливание её молоком медведицы, девственность Аталанты, успехи в охоте) сближают её с боги­ней-девственницей Артемидой и поз­воляют   считать  её   ипостасью  этой богини охоты.

Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произ­ведения вазописи («ваза Франсуа»-кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др. С 16 в. раз­рабатывались два сюжета мифа: «Гиппомен побеждает Аталанту  в беге» (Г. Рени,

Я. Йордане, А. Хоубракен и др.) и «Мелеагр приносит Аталанте  голову вепря» (фрески на вилле Фарнезина, картины П. П. Рубенса, Я. йорданса, Н. Пуссена, П. Лели и др.), послед­ний сюжет был особенно распрост­ранён в эпоху барокко, т. к. позво­лял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты.

Европейская драматургия обраща­ется к мифу об А. в 17 в. (« Аталанта » Лопе де Вега, « Аталанта » Ю. Пальмотича). В числе немногих произведений: в 18 в. — « Аталанта, или побеждённая холодность» И. К. Готшеда; в 19 в. — « Аталанта в Ка­лидоне» А. Ч. Суинберна; в 20 в. — « Аталанта » Э. Людвига. Миф послужил основой для либретто ряда опер 17—18 вв. (оперы « Аталанта » А. Драги, Н. А. Штрунцка, А. Стеффани, Г. Ф. Генделя, И. А. Хассе).

 

Дата публикации: 03 октября 2011 в 00:09