|
|
Атман (санскр. atman), одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.
В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), — как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении Атман выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик (потому его обычное представление: не [это], не [это]). С мифологизированным понятием Атман связано также обозначение высшей духовной сущности: адхьятман (букв, «относящийся к себе, к Атман »). Как субъективное индивидуальное начало, Атман выступает в соотношении с объективной первичной реальностью — брахманом, должное их почитание и постижение их тождества, т. е. идентичности субъективного и объективного начал, составляет одну из основных заповедей индуизма, до настоящего времени определяющую характер ряда связанных с ним этико-философских течений (в частности, веданты).
|