|
|
Аттис, в греческой мифологии бог фригийского происхождения, связанный с оргиастическим культом Великой матери богов Кибелы (Кивевы или Диндимены), дарительницы плодоносных сил земли. Происхождение Аттиса загадочно. Подробный рассказ в двух вариантах содержится у Павсания Аттис — сын некоего фригийца, неспособный с юности к деторождению. В честь матери богов учреждает он в Лидии священные празднества—оргии, но его убивает кабан, посланный Зевсом. По другому преданию, Аттис — сын двуполого божества Агдитис (в Песинунте так именуют Великую мать) и дочери реки Сангариос. Он — небывалой красоты и в него влюбляется сама Агдитис, мешая бракосочетанию Аттиса с царской дочерью. Аттис впадает в безумие, оскопляет себя и умирает. Агдитис в раскаянии просит Зевса сделать тело Аттиса вечно юным и нетленным. Из его крови вырастают весенние цветы и деревья. Культ Аттиса был распространён в эллинистическом мире и в 204 до н. э. проник в Рим вместе с культом Великой матери. Аттис — любимец Кибелы, страж её храма, который нарушил обет безбрачия, увлёкшись нимфой. Кибела губит нимфу, насылает на Аттиса безумие, и тот оскопляет себя. Небольшая поэма Катулла «Аттис» (1 в. до н. э.) исполнена ужаса и отчаяния перед зависимостью от иррационального, мрачного могущества Кибелы. В культе Аттиса объединены оргиазм плодородия и его аскетическое самоограничение, характерное для Кибелы, упорядочивающей стихийность природных сил Европейская драматургия редко обращается к мифу; в 17 в. — трагедий «Неодолимая сила судьбы, или Аттис» С. Реттенбахера, « Аттис» Ф. Кино. Среди опер 17—18 вв.: « Аттис» Ж. Б. Люлли, Дж. А. Перти, А. Арности, Р. Кайзера, И. Мысливечека, Н. Пиччини.
|