Аттис, в греческой мифо­логии бог фригийского происхожде­ния, связанный с оргиастическим культом Великой матери богов Кибелы (Кивевы или Диндимены), дари­тельницы плодоносных сил земли. Происхождение  Аттиса  загадочно. Подроб­ный рассказ в двух вариантах содер­жится у Павсания Аттис — сын некоего фригийца, неспо­собный с юности к деторождению. В честь матери богов учреждает он в Лидии священные празднества—ор­гии, но его убивает кабан, посланный Зевсом. По другому преданию, Аттис — сын двуполого божества Агдитис (в Песинунте так именуют Великую мать) и дочери реки Сангариос. Он — небывалой красоты и в него влюбля­ется сама Агдитис, мешая бракосо­четанию Аттиса  с царской дочерью. Аттис впадает в безумие, оскопляет себя и умирает. Агдитис в раскаянии про­сит Зевса сделать тело Аттиса  вечно юным и нетленным. Из его крови вырастают весенние цветы и деревья. Культ Аттиса  был распространён в эллинистическом мире и в 204 до н. э. проник в Рим вместе с культом Великой матери. Аттис — любимец Кибелы, страж её храма, который нарушил обет безбра­чия, увлёкшись нимфой. Кибела губит нимфу, насылает на Аттиса  безумие, и тот оскопляет себя. Небольшая поэма Катулла «Аттис» (1 в. до н. э.) испол­нена ужаса и отчаяния перед зависи­мостью от иррационального, мрач­ного могущества Кибелы. В культе Аттиса  объединены оргиазм плодородия и его аскетическое самоограничение, характерное  для Кибелы, упорядочи­вающей стихийность природных сил Европейская драматургия редко обращается к мифу; в 17 в. — траге­дий «Неодолимая сила судьбы, или Аттис» С. Реттенбахера, « Аттис» Ф. Кино. Среди опер 17—18 вв.: « Аттис» Ж. Б. Люлли, Дж. А. Перти, А. Арности, Р. Кайзера, И. Мысливечека, Н. Пиччини.

 

Дата публикации: 14 октября 2011 в 21:46