|
|
Ашвамедха (др.-инд. asvamed-ha), в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о Сагаре). Мифы об Ашвамедха отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную ещё в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к Ашвамедха. Затем возводили особое ритуальное сооружение — прачина-ванса, матица которого ориентирована на восток; внутри размещались очаги для трёх ритуальных огней; к востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы; в центре этого очага находился «пуп вселенной». Далее выбирали коня определённой масти и приносили его в жертву (иногда условно). Престиж Ашвамедха был столь велик, что совершившего сто Ашвамедха считали способным низвергнуть Индру и стать царём вселенной. В упанишадах с Ашвамедха связывалось сотворение мира из частей коня (ср. Брих.-уп. I1 и др.). Ашвамедха подробно описывается в «Шатапатха-брахма-не», «Ваджасанейи-самхите Яджур-веды» и других текстах. Ритуал Ашвамедха обнаруживает ряд аналогий в традициях других народов.
|