Ашвамедха (др.-инд. asvamed-ha), в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о Сагаре). Мифы об Ашвамедха отражают реальную церемонию жерт­воприношения, засвидетельствован­ную ещё в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следо­вал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был пре­людией к Ашвамедха.  Затем возводили особое ритуальное сооружение — прачина-ванса, матица которого ориентирова­на на восток; внутри размещались оча­ги для трёх ритуальных огней; к восто­ку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы; в центре этого очага находился «пуп вселенной». Далее выбирали коня определённой масти и приносили его в жертву (иногда условно). Престиж Ашвамедха был столь велик, что совершившего сто Ашвамедха считали способным низвергнуть Индру и стать царём вселенной. В упанишадах с Ашвамедха связывалось сотво­рение мира из частей коня (ср. Брих.-уп. I1 и др.). Ашвамедха подробно описывается в «Шатапатха-брахма-не», «Ваджасанейи-самхите Яджур-веды» и других текстах. Ритуал Ашвамедха обнаруживает ряд аналогий в тра­дициях других народов.

 

Дата публикации: 19 октября 2011 в 21:48