|
|
ГЕДЕОН, Гидеон (евр., «разрубатель», «крушитель»), И е р о в а а л (евр., «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности).
Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их, на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников, в ежегодных набегах отнимавших урожай. Когда мера страданий народа исполнилась, Яхве посылает ангела к Гедеону, который в это время молотил пщеницу в виноградной давильне, прячась от мадианитян. Услышав повеление «спасти Израиля от руки мадианитян», Гедеон возражает: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манасиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» .
Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную Гедеону для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями Гедеон уждёт для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но Яхве успокаивает его.
По вдохновению от Яхве Гедеону разрушает жертвенник Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо них алтарь Яхве и приносит на нём жертву. Соседи готовы его убить, но отец предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Гедеоном (этим эпизодом мотивировано его второе имя). Когда мадианитяне с союзниками приходят очередным набегом, Гедеон трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и всё «колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира, Завулона и Неффалима — 32-тысячное ополчение.
По просьбе Гедеона ему даны ещё два знамения: сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только на расстеленную Гедеоном шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а шерсть остаётся сухой; в традиционном христианском истолковании роса — символ благодати. Яхве хочет показать, что победа принадлежит не численности а избранничеству. Поэтому Гедеону велено отослать по домам боязливых, a из оставшихся 10 тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, «лакавши, воду языком своим, как лакает пёс». С ними Гедеон подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ноч¬ное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Яхве и Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Гедеон обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым удаётся на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян— Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Гедеон преследует двух других мадианитских вождей — Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; ещё раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомлённым воинам в провианте .
Народ предлагает Гедеону царскую власть для него самого и его династии, но Гедеону отвечает: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Яхве да владеет вами». Из своей военной добычи Гедеон сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый предмет («эфод»), как будто бы посвященный Яхве, но который легко становится центром языческого культа.
Жизнь Гедеона завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жён и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.