|
|
ГУАНЬ-ИНЬ, Г у а н ь-ш и-и н ь, реже Г у а н ь-ц з ы-ц з а й (кит. перевод санскр. имени Авалокитешвара, кор. Кваным, Квансеым; япон. Каннон ) — в буддийской мифологии в Китае, Корее и Японии божество, выступаюшее преимущественно в женском облике, спасающее людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома.
Восходит к Авалокитешваре. Основой для представлений о Гуань-инь является «Саддхамапундарика-сутра». Из указанных в сутре 32 обликов, которые принимает Гуань-инь в зависимости от личности того, к кому Гуань-инь обращается с проповедью, в Китае первоначально наиболее распространены облики брахмана и воителя — цзиньгана.
Женские обличья также встречаются, но они становятся основными не раньше 14 в. Гуань-инь выступает, часто под именем Гуань-цзы-цзай, как в милостивом, так и в грозном обличье, Наиболее частые варианты изображения Гуань-инь четырёхрукий, восьмирукий и одиннадцатиликий, тысячерукий. Обычные атрибуты: кувшин с веткой ивы, верёвка (символ спасения от бед), книга («Праджняпарамита»), четки, посох, трезубец, юбка из тигровой шкуры (символ бесстрашия), у тысячерукого изображения на ладони каждой руки глаз; глазамиГуань-инь видит одновременно всех находящихся в беде в бесчисленных мирах вселенной, руками спасает их. Свободные от атрибутов руки слагаются в мудра(жесты пальцев и рук) бесстрашия и исполнения желаний. Каноном предусмотрены и другие, более сложные изображения Гуань-инь, вплоть до 84000-рукого и 84000-ликого, но практически они не встречаются.
В китайских легендах, зафиксированных в повествовательной литературе, Гуань-инь выступает как в женском облике «великой печальницы», подательницы детей, покровительницы профессий, связанных с опасностями, спасительницы, так в грозном обличье — как активный борец со злом. В последнем облике Гуань-инь нередко появляется в паре с Эрланшенем. В Китае, а также в Корее и Японии Гуань-инь — едва ли не самый популярный в народе буддийский святой.