ГУДРУН (др.-исл. Guurun; «битва»,  «тайна», магический знак, руна), К р и мх и л ь д а (нем. Kriemhild, средневерх-ненем. Kriemhilt), германо-скандинавский мифо-эпический образ, жена Сигурда (Зигфрида).  

Скандинавский вариант Гудрун — представительница рода Гьюкунгов, правивших бургундами, сестра Гуннара и Хёгни. Когда ко двору бургундских королей прибыл герой Сигурд, мать  Гудрун дала ему испить напиток забвения и он, забыв о своём обручении с Брюнхильд, женился на  Гудрун, Брюнхильд же обманом была выдана за Гуннара, причём Сигурд помог ему в сватовстве, выполнив за него брачные испытания. После того как во время спора между  Гудрун  и Брюнхильд о том, чей муж доблестнее, обман раскрылся, Брюнхильд, любящая Сигурда и оскорблённая его невольным клятвопреступлением, стала подстрекать Гуннара убить Сигурда и добилась своего. Убийство мужа повергло  Гудрун  в сильное горе, и в песнях о  Гудрун (в «Старшей Эдде») рассказывается о ритуальных плачах окружающих её женщин и о её собственных вдовьих сетованиях.

Однако в скандинавском эпосе  Гудрун  далека от мысли мстить братьям за смерть мужа, и сам Сигурд, умирая, утешает её напоминанием о том, что ещё живы её братья («Краткая песнь о Сигурде» 25): братья — кровные родичи ближе ей, чем муж. Впоследствии  Гудрун  выходит замуж за гуннского владыку Атли (в прозаическом вступлении ко «Второй песни о Гудрун» сказано, что прежде чем она согласилась на новый брак, ей дали выпить Напиток забвения).  Гудрун тщетно пыталась предостеречь братьев от поездки к Атли, а после того как он с ними жестоко расправился, отомстила ему: умертвила своих сыновей от брака с Атли и дала ему съесть приготовленное из их сердец блюдо, после чего убила и самого Атли, предав огню его палаты вместе со всеми их обитателями («Старшая Эдда», «Песнь об Атли»). В более поздних «Речах Атли» («Старшая Эдда»)  Гудрун принимает участие в схватке своих братьев с гуннами и подаёт Атли испить пиво, смешанное с кровью убитых ею детей. В роли мстительницы выступает  Гудрун  и в эддических песнях «Подстрекательство Гудрун» и «Речи Хамдира»; здесь она фигурирует как жена конунга Ионакра, дочь которого Сванхильд подверглась жестокой казни за супружескую измену, и Гудрун подстрекает своих сыновей отомстить виновнику — конунгу Ёрмунрекку. Коллизия завершается гибелью всех её детей.

В эддических песнях, в которых фигурирует  Гудрун, обычно не усматривают существенного мифологического содержания, видимо потому, что в ряде песней  Гудрун  изображается в элегических тонах   (оплакивание   ею   Сиггурда и собственной судьбы). Но эти черты судя по всему, вторичные, в генезисе песней их появлению предшествовал, как показал А. Вольф, непсихологизированный образ суровой мстительницы, которая совершает акт родовой мести   и   исполняет  жертвенные ритуалы,     подчиняясь     лишь    велениям коллективного этоса, понимаемого как судьба. Умерщвление ею собственных сыновей имело, возможно, в качестве исходного  мотива   характет   жертвоприношения; в «Речах Атли» в этой   связи   устами   самих сыновей  прямо   сказано:   «принеси детей в жертву,  коль желаешь».  Готовясь к убийству Атли,  Гудрун  раздаёт золото и другие сокровища, причём в «Песни об Атли» содержит выражение:   «она  выращивает судьбу» (очевидно,  речь  идёт  о ритуальных актах), и следующее за ним убийство гуннского короля опять-таки выглядит как   принесение   жертвы). Высказывалось предположение  (в часности, Г. Шнайдером), что в первоначальной  версии эпоса  Гудрун  и сама погибла в огне, на   который она обрекла дом Атли; толкование этого и подобных поступков (Брюнхильд в песнях Сигурде, Сигню  в «Саге о Вёльсунгах») А. Хойслером как «кары», которой героиня добровольно подвергает себя за содеянное зло, принять трудно более убедительным представляется их понимание как жертвенных самозакланий. Иными словами, в песнях о Г. и   Атли,   по-видимому,   содержалась ритуальная основа, затемненная в период их последующего бытования и пересочинения. В сознании Кримхильды сокровища Зигфрида, которым завладели бургундские правители, неразрывно объединяются с самим героем, и теперь уже она сама (а не Атли, как в эддических песнях) требует у Хагена отдать ей золотой клад, выступающий как символ её былого процветания, власти и супружеского счастья. Таким образом, и здесь ещё можно обнаружить следы архаического представления о золоте — воплощении «удачи» и благополучия его обладателя, — но уже в стёртом виде, видимо, уже не вполне ясные автору эпопеи.

 

Дата публикации: 01 августа 2012 в 20:58