|
|
ГУНА (др .-инд. guna, «качество», «свойство») - в мифологических представлениях и религиозно-философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и непроявленных объектов.
Это: сатва — уравновешенное, гармоничное, благое начало, раджас — подвижное, страстное, деятельное, и та-мае — косное, инертное, тёмное.
Гуна связаны с осознанием сущности вещи, добром, счастьем (сатва), с возбуждением, удовольствием, беспокойством Сраджас) и с инерцией, апатией, ведущей к невежеству (тамас). Их их соответствующие результаты: удовлетворение, страдание, леность.
Гуна фигурируют уже в ведийской литературе, где выступают как в связи с мифологизированными натурфилософскими построениями (они соотносятся сообразно с водой, огнём и землёй, с белым, красным и чёрным цветами), так и в контексте определённых этико-религиозных предписаний (Майтри-уп. III 5 и др.). Последнее получает развитие в Бхагавад-гите (XIV), где воздействие Гуны определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей. Наиболее последовательную разработку учение о Гуна получило в философской системе санкхья.
|