ДАФНИС -   в греческой мифологии легендарный изобретатель буколической поэзии, сицилийский пастух (вариант: фригийский певец), которому приписывалось божественное происхождение.

Дафниса считали сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребёнка в долине Герейских гор (остров Сицилия) в лавровой роще (Diod. IV 84).  Дафниса   воспитали нимфы, а его единокровный брат Пан научил его играть на свирели и пегь пастушеские песни (Ael. Var. hisr. X 18).

Один миф повествует, как Дафнис  не сдержал клятву верности, и в отместку любившая его нимфа ослепила Дафниса (вариант: превратила в камень, Ovid. Met. IV 277).

 Другой миф рассказывает, что Дафнис  был наказан Афродитой за то, что отверг любовь женщины, посланной ему богиней.   Раздираемый любовью, блуждал он по острову, пытаясь утешить себя музыкой и пением, но потом бросился со скалы в море (Diod. IV 84). Этот миф разработан Феокритом (1-я идиллия), Вергилием (V эклога).      

Миф о Дафнисе  в европейской литературе использовался главным образом в пасторальной поэзии и драматургии 17—18 вв.   Он послужил основой для либретто ряда опер (в кон. 17— 18 вв. — «Дафнис» Д. Альдобрандини,  А. Скарлатти,  Э. д'Асторги, «Дафнис  и Хлоя» Ж. Б. Буамортье, «Дафнис и Эгле» Ж. Ф. Рамо, «Осаждённая Цитера» К. В. Глюка), а также балетных спектаклей (в 18—20 вв. — «Дафнис  и Хлоя» М. Равеля и др.).

В европейском изобразительном искусстве 16—17 вв. воплощены сюжеты «Пан обучает Дафниса  игре на флейте» (Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.) и «Дафнис  и Хлоя» (П. Бордоне и др.).

Дата публикации: 23 июля 2013 в 15:30