|
|
ДАФНИС - в греческой мифологии легендарный изобретатель буколической поэзии, сицилийский пастух (вариант: фригийский певец), которому приписывалось божественное происхождение.
Дафниса считали сыном Гермеса и одной из нимф, бросившей ребёнка в долине Герейских гор (остров Сицилия) в лавровой роще (Diod. IV 84). Дафниса воспитали нимфы, а его единокровный брат Пан научил его играть на свирели и пегь пастушеские песни (Ael. Var. hisr. X 18).
Один миф повествует, как Дафнис не сдержал клятву верности, и в отместку любившая его нимфа ослепила Дафниса (вариант: превратила в камень, Ovid. Met. IV 277).
Другой миф рассказывает, что Дафнис был наказан Афродитой за то, что отверг любовь женщины, посланной ему богиней. Раздираемый любовью, блуждал он по острову, пытаясь утешить себя музыкой и пением, но потом бросился со скалы в море (Diod. IV 84). Этот миф разработан Феокритом (1-я идиллия), Вергилием (V эклога).
Миф о Дафнисе в европейской литературе использовался главным образом в пасторальной поэзии и драматургии 17—18 вв. Он послужил основой для либретто ряда опер (в кон. 17— 18 вв. — «Дафнис» Д. Альдобрандини, А. Скарлатти, Э. д'Асторги, «Дафнис и Хлоя» Ж. Б. Буамортье, «Дафнис и Эгле» Ж. Ф. Рамо, «Осаждённая Цитера» К. В. Глюка), а также балетных спектаклей (в 18—20 вв. — «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и др.).
В европейском изобразительном искусстве 16—17 вв. воплощены сюжеты «Пан обучает Дафниса игре на флейте» (Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.) и «Дафнис и Хлоя» (П. Бордоне и др.).
|