|
|
ДАФНА (Aacpvn, «лавр») - в греческой мифологии нимфа, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона).
История любви Аполлона к Дафне рассказана Овидием. Аполлон преследует Дафну, давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде. Дафна взмолилась отцу о помощи, и боги превратили её в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным и священным растением (Ovid. Met. I 452—567).
Дафна— древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки (Paus. VIII 48, 2).
О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах (Hymn.II 1). О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн (II 215). На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
Европейская драматургия обращается к мифу в 16 в. («Царевна Дафна» Г. Сакса; «Дафна» А. Беккари и др.). С кон. 16 в. после пьесы «Дафна» О. Ринуччини, положенной на музыку Я. Пери, воплощение мифа в драматургии неразрывно связано с музыкой (пьесы «Дафна» М. Опица, «Дафна» Ж. де Лафонтена и др. представляют собой оперные либретто).
Среди опер 17—18 вв.: «Дафна» Г. Шюца, А. Скарлатти; «Флориндо и Дафна» Г. Ф. Генделя; «Превращение Дафны» И. И. Фукса и др.; в новое время — «Дафна» Р. Штрауса.
В античном искусстве Дафна обычно изображалась настигаемой Аполлоном (фреска дома Диоскуров в Помпеях) или превращающейся в лавровое дерево (произведения пластики).
В европейском искусстве сюжет был воспринят в 14—15 вв., сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), в эпоху Возрождения и особенно барокко приобрёл самое широкое распространение (Джорджоне, Л. Джордано, Я- Брейгель, К. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо и др.). Наиболее значительны из произведений пластики — мраморная группа Ч. Бернини «Аполлон и Дафна».
|