|
|
ДЕВА (др.-инд. deva, «бог», «небесный», от div-, «сиять») - в древнеиндийской мифологии класс богов.
Обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам:
Небесные — Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины;
Атмосферные (воздушное пространство) — Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас;
Земные — Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.
Иногда класс богов членят на группы: васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё два божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати — в разных сочетаниях).
В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых — установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихада-раньяка-упанишаде» (III 9, 1—5) : Васу — огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; Рудры — 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман; Адитьи — 12 месяцев года.
Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» — Вишведева, т. е. «все-боги» — весь пантеон с некоторыми расширениями, — представляемые как единое целое.
Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении.
В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия , которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон.
Своё особое значение Дева (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд Дева — адитьев, Индру, Агни и др.
Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами. Последнее название было закреплено за демонами, боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (sura-) (ср. упанишады), что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги».
Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур. Понятие Деваи его языковая форма являются общими для индоевропейских народов .