ДЕВА (др.-инд. deva, «бог»,  «небесный»,   от  div-,  «сиять»)  - в древнеиндийской мифологии   класс богов.

Обычно   говорят  о  33  богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых  по  трём   космическим  сферам: 

Небесные  —  Дьяус,  Варуна,  Митра и    др.    адитьи,    Сурья,    Савитар, Пушан,    Вишну,    Вивасват,    Ушас, Ашвины;   

 Атмосферные    (воздушное пространство)    —    Индра,    маруты, Ваю,    Вата,    Трита    Аптья,    Апам Напат,   Матаришван,   Ахи   Будхнья, Аджа   Экапад,   Рудра,   Парджанья, Апас;   

Земные   —   Притхиви,   Агни, Сома,  Брихаспати, Сарасвати и др. 

Иногда класс богов членят на группы: васу  (8), рудры  (11), адитьи  (12), противопоставленные    по   тому   же принципу,  и  к ним добавляют ещё два    божества    (Ашвинов,   Дьяуса, Притхиви,   Индру,   Праджапати   — в разных сочетаниях).

 В умозрительных системах упанишад эти три группы   получают  новые   интерпретации, цель которых — установление соответствий между составом пантеона и элементами   архаичных  космологических схем (включая сюда и структуру   микромира).    Так,   в   «Брихада-раньяка-упанишаде»    (III   9,    1—5) : Васу — огонь, земля, ветер, воздушное пространство,   солнце,   небо,   луна, звёзды;  Рудры — 10 органов жизнедеятельности  и мировой дух Атман;   Адитьи —  12 месяцев года. 

Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» — Вишведева, т. е. «все-боги» — весь пантеон с некоторыми расширениями,  — представляемые как  единое   целое. 

  Иногда   конкретные   характеристики   богов,   составляющих «все-боги», оказываются в более или менее  случайном   распределении.  

В класс богов входят также персонифицированные   абстрактные   понятия , которые,  видимо,   могли  относительно   свободно   включаться   в  древнеиндийский    пантеон.   

 Своё    особое значение Дева (боги) получают в рамках     противопоставления   асурам, небесным   персонажам,   обладающим колдовской силой  (maya).   В ведийский период (особенно в «Ригведе») к   асурам   относили   и   ряд   Дева   — адитьев, Индру, Агни и др.

 Но уже в   «Атхарваведе»   боги-девы   более не   назывались   асурами.   Последнее название было закреплено за демонами,  боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (sura-) (ср. упанишады), что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги».

Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур.  Понятие Деваи его языковая форма являются общими для индоевропейских народов .

Дата публикации: 24 июля 2013 в 18:47