ДЕДЫ, дзяды (белорус, и польск.) -   в славянской мифологии   духи предков.  

У восточных и западных славян особый обряд почитания Дедов  совершался весной на седьмой день после пасхи (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды или большие осенины в Белоруссии, костромская дедова неделя, во время которой, по поверью, умершие родители отдыхали).  В жертву покойникам приносилась пища.   Души умерших приглашали на угощение в дом: «Деду, иди до обеду!».

Дедам  посвящалась первая ложка или первый стакан: его могли выливать под стол или ставить за окно, через которое влетали «меньшие» Деды , тогда как «большие» входили через дверь.  Во время белорусского обряда хозяин трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола, совершая магическое окуривание: эта часть ритуала совпадает с карпатским обычаем «жечь деда», т. е. греть покойника.  Пищу, как и в других связанных с именем Белеса и Белса славянских и балтских обрядах поминовения и кормления мёртвых, первоначально относили также на кладбище.

Деды могли изображать в виде антропоморфных «болванов» с лучиной.

 В Белоруссии Дедами  называют Ставрусскими, связывая их с преданием о Ставре и Гавре, собаках древнего языческого князя Боя.  Бой приказал воздавать почести этим собакам, как своим приближённым, а после их смерти ввёл особые дни почитания, когда к месту, где были зарыты собаки, приносили пищу и питьё; пиршества продолжались до ночи, причём собак называли по именам.

По поверью, отсюда берут начало Ставрусские Деды . Миф о двух собаках и некоторые детали обряда имеют широкие индоевропейские и типологические параллели и могут восходить к глубокой древности .

Во время майских обрядов в Польше Деды  предвещали девушке близкое замужество. Упоминание в болгарских ритуальных играх персонажа со сходным названием позволяет считать наименование Деды общеславянским.

Дата публикации: 30 июля 2013 в 17:22