|
|
ДИ-ЦЗЮНЬ - в древнекитайской мифологии верховный владыка, почитавшийся восточными иньцами.
На древнейших гадательных костях его имя Цзюнь (ди означает первопредка, повелителя, государя) записывалось пиктограммой, изображавшей, по мнению одних учёных (Го Мо-жо), человекообразную обезьяну, по мнению других, — существо с головой птицы и туловищем человека (У Ци-чан). Исследователь китайских мифов Юань Кэ предполагает, что пиктограмма изображает одноногое существо с птичьей головой, с рогами, обезьяньим туловищем и хвостом, двигавшееся по дороге с палкой в руке.
Образ Ди Цзюнь контаминировался с образом Ди-Ку и Шунем. После завоевания иньского царства чжоусцами (11 в. до н. э.) Ди Цзюнь как верховное божество иньцев был во многом вытеснен Хуан-дu.
Согласно древнему трактату «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), Ди Цзюнь опускался с неба на землю и дружил с пятицветными птицами, которые следили за его жертвенным алтарём. В этом мифе, видимо, отразились тотемические представления, зафиксированные и в облике Ди Цзюнь. У Ди Цзюнь было три жены: Си-хэ, родившая 10 сыновей-солнц, Чан-си, родившая 12 дочерей-лун, и Э-хуан, родоначальница страны трёхтелых. Сохранились разрозненные предания о многочисленных потомках Ди Цзюнь , которым приписывается изобретение различных предметов, а также основание различных стран.
|