У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом СолнцаТонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Каждые 52 года вселенная подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо значительными обрядами. Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении на четыре части света и центр. Над центром господствовал бог огня Шиутекутли. Восток считался страной изобилия и был посвящён Тлалоку и богу туч и звёзд Мишкоатлю. Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла. Запад имел благоприятное значение, т.к. служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кецалькоатля. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли. Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог) и на 9 преисподних. Ко времени испанского завоевания в пантеоне ацтеков существовала особая группа богов звёзд и планет: Тонатиу, бог Луны - Мецтли, Мишкоатль, бог планеты Венера - Тлауискальпантекутли, звёздных богов севера - Сенцон-Мимишкоа и др.

Ацтеки придавали особое внимание культу планеты Венера, связанную Кецалькоатлем. Одновременно утренняя звезда и вечернее светило, Венера была символом жизни и смерти. Ацтекские астрологи установили, что 8 годичных циклов Венеры соответствуют 5 солнечным годам. Каждые 65 солнечных лет (т.е. 104 периода Венеры) 13-летний и 5-летний циклы совпадают, и это придаёт особую важность 65-летнему циклу. 

Брюс Скофилд отмечает, что астрология индейцев Мезоамерики придавала интервалам времени такое же значение, какое в западной астрологии придаётся участкам пространства. Западный Зодиак, аспекты, дома - это всё пространственные элементы. В мезоамериканской системе интервалы времени, с сутками как основной единицей, имели такое же назначение. 

Имеется 20 ключевых знаков, которые перемещаются в чёткой последовательности, управляя интервалами времени длительностью в 1 или 13 суток. 12 зодиакальных знаков западной астрологии соответствуют мезоамериканским деканам, набору знаков внутри знаков. Подобно Зодиаку, 20 ключевых знаков И.а. архетипически описывают эволюционную последовательность. Небесные события и рождения людей интерпретировались согласно символизму интервалов времени, в которых они произошли.

20 знаков мезоамериканской астрологии объединены в пять групп по 4 знака. Важную роль в оценке знака играет его связь с определённой стороной света:

ВОСТОК СЕВЕР ЗАПАД ЮГ
1. Крокодил 2. Ветер 3. Дом 4. Ящерица
5. Змея 6. Смерть 7. Олень 8. Кролик
9. Вода 10.Собака 11.Обезьяна 12.Трава
13.Тростник 1. Оцелот 2. Орёл 3. Гриф
4. Движение 5. Нож 6. Дождь 7. Цветок

Каждый из этих знаков, называвшихся у ацтеков "тоналли", управляет одним днём в порядке, показанном выше (слева направо). Через 20 дней цикл таких "суточных знаков" повторяется. Каждые сутки имеют также свой номер - от 1 до 13, этот цикл идёт одновременно с 20-дневным (1- Крокодил, 2 - Ветер... 13 - Тростник, 1 - Оцелот... 7 - Цветок, 8 - Крокодил и т.д.). Знак, имеющий номер 1, считается управителем всей 13-дневки. 20 циклов этих тринадцати чисел, совпадающих с 13 циклами двадцати суточных знаков, образуют 260-дневный календарно-астрологический цикл, который у майя назывался "цолькин", а у ацтеков - "тональпоухалли". Т.о., в 260-дневном цикле каждый день связан с суточным знаком и при этом входят в 13-дневный знак. Каждая из 20 групп по 13 дней начиналась с числа 1 и нового имени. В зависимости от первого дня каждая группа была благоприятной, неблагоприятной или нейтральной. Т.о., в цикле было 260 различных сочетаний. Числа, содержащие семёрку, а также 10 и более, считались благоприятными, а девятка предвещала несчастья. 

Суточный знак и 13-дневный знак являются фундаментальными понятиями Индейской астрологии (И.а.) и дают ключ к пониманию личности и к анализу небесных событий. В представлении ацтеков знак рождения каждого из людей предопределял всю его судьбу, а также его путь в иной мир. Роль астрологов была огромна, ведь никто не решался предпринять что-то важное, предварительно не посовещавшись и не получив одобрения одного из специалистов, которые одновременно выполняли роль учёных, психологов и жрецов.

Дата публикации: 08 сентября 2014 в 09:49