|
|
Дракон, как мифологическое существо появляется почти во всех мифах, начиная с сотворения мира.
В образе Дракона соединились животные двух миров — верхнего (как птицы) и нижнего (как змеи), и изображают их чаще всего в виде крылатых змеев.
Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.
В древней шумерской культуре уже есть первые упоминания о драконах. В преданиях их описывают как удивительные существа, не похожие ни на одно другое животное. По древним аккадским источникам у драконов — голова льва, лапы собаки и крылья птицы.
Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун. Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона.
На Дальнем Востоке он символизирует сверхъестественную силу, мудрость, силу, скрытое знание, силу вод, несущих жизнь. Это эмблема императора как Сына Неба и, вслед за ним, человека мудрого и благородного. В китайской мифологии драконы олицетворяли мужское начало- ян. В то же время феникс — это женское начало- инь. Дракон был символом императора, а феникс, соответственно,- императрицы.
И в легендах буддизма и в сказаниях даосизма часто фигурируют драконы
Лун — китайский дракон — его когти, зубы и слюна наделены целебными свойствами. По своему желанию он может быть видим людям или же невидим. Весною он возносится на небо, осенью погружается в пучину вод. У некоторых драконов нет крыльев, и они летают просто так. Наука различает разные виды драконов. Небесный дракон держит на своем хребте дворцы богов и не дает им упасть на землю; божественный дракон порождает на благо людям ветры и дожди; земной дракон направляет течение ручьев и рек; подземный дракон охраняет запретные для людей сокровища.
Европейский дракон — это «огромная, громоздкая змея с когтистыми лапами и крыльями — вот, пожалуй, самое привычное описание дракона. Он бывает черный, красный, белый, синий, золотой, но самое главное, что он также ослепительно блестящ, и еще ему свойственно изрыгать пламя и дым.
Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости.
На Востоке дракон, как правило, есть Сила Небесная, несущая благо, тогда как на Западе он становится хтоническим, разрушительным и злым. Дракон может быть солярным и лунным, мужским и женским, добрым и злым.
В христианстве дракона считают змеем, силой зла, дьяволом, искусителем, врагом Божьим. Архангел Михаил, повергающий дракона, являет победу бога солнца над тьмой, что в христианстве трансформировалось в версию о поражении Сатаны и низвержение его в глубины преисподней. Поэтому драконы часто ассоциируются со стихией огня и изображаются изрыгающими огонь.
У египтян дракон является эмблемой Осириса, бога мертвых. Апопа, дракона тьмы и хаоса, повергает каждое утро Бог-Солнце Ра.
В греко-римской культуре это атрибут Геракла, победителя чудищ. Иногда драконов изображают впряженными в колесницу Цереры.
У евреев считается символом запустения; обитатель пустынь.
В индуизме дракон — сила явленная, слово произнесенное, атрибут Сомы и Варуны. Индра поверг дракона.
В иранской культуре — атрибут Хаомы.
У японцев дракон с тремя когтями на лапах представляет Микадо, императорскую и духовную власть.
В шумеро-семитской мифологии — «супостат», сила зла.
В средние века алхимики изображали мировую субстанцию древнейшим алхимическим символом- драконом, кусающим себя за хвост, это называлось уроборос. Изображение уробороса сопровождали подписью „Все в Едином или Единое во всем“. При изображении дракона заимствовали разные части тела у разных животных, таким образом дракон стал символом единения четырех стихий.
Наиболее ранние мифы, уходящие корнями в седую старину, не разделяют плохого и хорошего, добра и зла в привычном нам понимании. Боги в этих мифах обладают одновременно всеми качествами: могут быть как добрыми, так и злыми, менять настроение, свое отношение к людям и т.п. В этих же мифах Змей-Дракон — прежде всего символ мудрости и знания, несущий явно положительный оттенок
В более поздних мифах боги разделяются на плохих и хороших, добро отделилось от зла. Там уже Змей-Дракон приобретает негативные качества, олицетворяет зло, и против него сражаются хорошие человекоподобные боги и положительные герои.
В мифах о сотворении мира драконы в большинстве случаев предстают жестокими первозданными существами, которых приходится одолевать богам. Позднее роль победителей драконов взяли на себя герои.
Самый распостраненный сюжет в мифах и легендах — это сражение с драконом. Храбрый герой сражается с драконом, побеждает его и освобождает пленную девушку и забирает себе сокровища дракона.
Дракон здесь представляет собой испытания, которые должен пройти герой для достижения своей цели, победить темные силы и главное — одержать победу над собой. Так было и в подвигах Геракла, и в мифе о Персее и Андромеде, и в битве святого Георгия со змеем. Дракон в данном случае как бы помогает человеку познать и поверить в себя.