|
|
75 лет назад, 18 мая 1935 года, в Москве разбился легендарный советский бомбардировщик "Максим Горький".
Крупнейший в мире самолет, восьмимоторный гигант, был гордостью отечественной промышленности. Эта авиакатастрофа стала одной из самых обсуждаемых, таинственных и мифических историй авиации.
Тридцатые годы прошлого века стали прорывными в развитии авиации по всему миру. Советский Союз не остался в стороне от модных тенденций, в это время в стране активно строилось все больше и больше самолетов, пилоты тех лет устанавливали рекорды высоты, дальности и скорости полетов на отечественных самолетах.
В конструкторском бюро А.Н. Туполева разрабатывались модели цельнометаллических бомбардировщиков монопланов серии ТБ. ТБ-1, 3, 4, 6, 7, отличались размерами, количеством моторов и грузоподъемностью.
Для демонстрации достижений советской авиационной промышленности, было решено построить на базе ТБ-4, крупнейший в мире бомбардировщик. Флагман авиации "Максим Горький", — строился на общественные деньги.
Самолет был построен в 1934 году, и его гигантские размеры поражали! Восемь двигателей, размах крыльев 63 метра, длина 33 метра, площадь — 486 м2! Новейшее навигационное оборудование позволяло совершать и ночные полеты. АНТ — 20, получил собственное имя — "Максим Горький". После серии испытаний он был передан Вооруженным Силам, для эксплуатации. Но его служба оказалась недолгой.
18 мая 1934 года в Москве проходили демонстрационные полеты советской авиации. Было решено прокатить строителей самолета и снять полет в воздухе. Для этой цели АНТ-20 сопровождали двухместный самолет Р-5 с кинооператором и истребитель И-5, для сравнения размеров двух машин!
Во время совместного полета, истребитель выполнял фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от бомбардировщика. В ходе выполнения "мертвой пели", И-5 рухнул на пролетавший ниже АНТ-20. В результате столкновения, был уничтожен средний мотор, а истребитель застрял в крыле бомбардировщика.
Пилоты попытались посадить аварийную машину, и сделали бы это, если бы от истребителя не отвалился бы хвост, который врезался в органы управления и окончательно добил самолет. "Максим Горький" завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться на куски.
В результате катастрофы погибло 46 человек, в том числе и семеро детей. Виновником был назван пилот истребителя Брагин, нарушивший правила совместных полетов.
Гибель "Максима Горького", поставила крест на перспективах дальнейшего развития гигантских бомбардировщиков.