|
|
Легенда о Сотворении представлена в папирусе, который называется «Книга о свержении Апопа, врага Ра, врага Ун-Нефера» (т. е. Осириса).
Главой сил тьмы являлся демон по имени Апоп, который появлялся на небе в образе ужасного змея и, выстраивая всех демонов Дуата, пытался удержать бога солнца в заточении в царстве тьмы. Легенда описывает происхождение не только небес, земли и всего того, что на них, но также и самого бога. Рассказ о Сотворении излагается богом Неб-ер-чером. Это имя означает «Владыка до самого крайнего предела», а характер этого бога предполагает, что слово «предел» относится ко времени и пространству и что в действительности этот бог являлся Вечным Богом Вселенной. Где и каким образом существовал Неб-ер-чер, несказано, но похоже, что его считали невидимой и всемогущей силой, заполняющей все пространство. У него возникло желание создать мир, и для этого он принял образ бога Хепри, которому во все времена среди известных египтянам богов отводилась роль Творца.
Когда произошло превращение Неб-ер-чера в Хепри, небо и земля еще не были созданы, но, существовала огромная масса вод, или мировой океан под названием Нун в котором, и произошло это превращение. В этом небесном океане находились зародыши всех сущих вещей, которые впоследствии обрели свою форму на небе и на земле, но покуда пребывавшие в состоянии инертности и беспомощности. Из этого океана поднялся сам Хепри и таким образом перешел из состояния пассивного и инертного в активное состояние. Когда Хепри поднялся из океана Нун, то оказался в огромном пустом пространстве, в котором не было ничего, на чем он мог бы стоять. Когда Хепри все еще был частью существа Неб-ер-чера, он произнес слово «Хепри» — и родился Хепри. Когда ему понадобилось место, на котором можно было бы стоять, он произнес название вещи или места, на котором хотел стоять, и эта вещь или место появилось.
В приведении в порядок мыслей и их видимых форм Хепри помогала богиня Маат, которая обычно считалась богиней закона, порядка и истины, а позднее стала считаться женой Тота, «сердцем бога Ра». Однако в данной легенде она, по-видимому, играет роль Мудрости, описанной в Книге притчей Соломоновых, так как именно по Маат он «закладывал начало». После описания появления на свет Хепри и места, на котором он стоял, легенда повествует о том, как возникла первая египетская триада, или троица. Хепри каким-то образом слился со своей собственной тенью и так дал начало потомству, которое зародилось от его тела в образе богов Шу и Тефнут. Согласно преданию, сохранившемуся в Текстах Пирамид, это событие произошло в городе Он (Гелиополь).
Первоначально эти боги были олицетворениями воздуха, сухости и влаги соответственно; таким образом, с их сотворением появились материалы для создания атмосферы и неба. Шу и Тефнут соединились, и их потомством явились Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Теперь мы имеем пять богов: Хепри — порождающее начало; Шу — атмосфера; Тефнут — воды над небесами; Нут — богиня неба и Геб — бог земли. Примерно в это же время солнце впервые поднялось из водной пучины Нун и, засияв над миром, породило день. В древности солнце или его свет считались формой Шу. Боги Геб и Нут пребывали слитыми в объятиях, и появлявшийся свет их разъединял. Пока светило солнце, т. е. пока длился день, Нут, богиня Неба, оставалась на своем месте над землей, поддерживаемая Шу; но как только солнце садилось, она покидала небо и постепенно опускалась, до тех пор пока не оказывалась покоящейся на теле бога земли Геба. В результате объятий Геба Нут произвела на свет в одних родах пять богов, а именно: Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду. Осирис и Исида обвенчались до своего рождения, также Сет и Нефтида обвенчались до своего рождения.
Осирис создан из той же субстанции, что и сам Великий бог, который, по представлениям египтян, сотворил мир и был перевоплощением своего прадеда. Эта часть легенды помогает объяснить представления об Осирисе как о великом родовом духе, который во время пребывания на земле являлся благодетелем человечества, а во время пребывания на небе — спасителем душ.
Легенда говорит о солнце как об Оке Хепри, или Неб-ер-чера, и упоминает о бедствии, вследствие которого померк его свет. Это бедствие могло быть просто наступлением ночи, солнечным затмением или бурей; но, как бы там ни было, бог сотворил второе Око, т. е. Луну, которую частично наделил великолепием первого Ока, т. е. Солнца, и определил ей место на своем Лике, и впредь она правила по всей земле и влияла на плодоношение деревьев, садовых растений, урожайность овощей, трав и т. д. Таким образом, с самих ранних времен Луна ассоциировалась с плодородием земли, в особенности с обильными урожаями зерновых и богатыми жатвами. Согласно легенде, мужчины и женщины зародились не из земли, а прямо из тела бога Хепри, или Неб-ер-чера, который, сложив вместе свои члены, пролил на них слезы, и из слез, упавших из его глаз, зародились мужчины и женщины. Никакого особого упоминания о сотворении зверей в легенде нет, однако бог говорит, что создал разного рода вещи ползающие, которые, по-видимому, включают и крупных четвероногих. Мужчины, женщины и остальные живые существа, созданные в это время, каждое по-своему воспроизводили свой собственный вид, и таким образом земля наполнилась их потомством, существующим в настоящее время.
Такова легенда о Сотворении в том виде, в котором мы находим ее в папирусе Нес-Мену.