|
|
Грифоны — мифологические крылатые существа, наполовину львы, наполовину орлы с острыми когтями и с белоснежными крыльями.
По одной из гипотез, название от древне-еврейского -керуб- херувим. В частности их связывают с некоторыми образами скифского звериного стиля.
Грифон как символ, представляет собой господство сразу над двумя сферами бытия — воздухом (орел) и землей (лев). Он олицетворяет собой силу, бдительность и возмездие.
Грифон предположительно имеет древневосточное происхождение. Считалось, что родом он из Индии, где ему отводилась роль охранника сокровищниц с золотом.
На востоке грифон символизирует также просвещение и мудрость, как и дракон. Подобно дракону, выступает он в роли стража, охраняя сокровища или тайные знания. «Змеи, драконы и грифоны охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие жизнь, силу и всеведение"- писал М.Элиаде.
В древнем Египте в образе грифона объединились лев, олицетворяющий царя, и сокол, символизирующий бога неба Гора.
В эпоху Древнего и Среднего царства грифон символизирует победоносного властителя, ведущего к победе своих воинов. Позднее грифон представлен как символ воздаваемой справедливости. А в эпоху Птолемеев в образе грифона часто изображали богов Гора и Ра.
В древней Греции грифон посвящалсяАполлону как животное, олицетворяющее солнце. А также Афине — как олицетворение мудрости и Немезиде — как символ возмездия, вращая колесо судьбы.
Изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.)
Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Писатели древней Греции добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей, за исключением львов и слонов, свои гнезда они строят из золота, а с героями и богами в конфликты не вступают.
Считалось, что грифоны являются стражами золотых копий скифов. Так на старинных предметах искусства скифов, дошедшие до нас с VII в. до н. э., в частности на одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана, были изображены сцены битвы грифона и тигра. А на золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».
В раннем христианстве грифон первоначально означал зло и сатану, завлекающего и губящего человеческие души. В более поздний период он стал символом двойной природы Христа — божественной и человеческой, как следствие его владычества на земле и на небе. В связи с этим грифон символизирует победу над змеем и василиском, которые считались воплощением дьявола. Даже вознесение Иисуса Христа на небо символически связано с грифонами.
Позднее, в средние века, грифон становится одним из самых любимых геральдических животных, так как он сочетает в себе качества льва- отвагу и орла- бдительность, что означало соединение ума и силы.