|
|
БУДДА (buddha, «просветлённый», «пробуждённый») — в буддийской и индийской мифологии:
1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития,
2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития.
Будда имеет много параллельных терминологических наименований, как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина(«победоносный»). Первоначально словом «Будда» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Будда .
В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть Будд, которые появились до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24. Первым среди них считался Дипанкара (при нём, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать Буддой);
Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее.
По представлениям мифологии хинаяны, Будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать Буддой, он имеет махапуру-шалакшану; после достижения нирваны (состояния Будды) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция Будды — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны).
В мифологии махаяны число Будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет своё «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый Будда имеет свою буддакшетру -поле (влияния), которая находится в определённом месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, Будды могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает).
Функцией Будды является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах. В связи с этим возникла идея о тождестве всех Будд, которая нашла выражение в концепции о «трёх телах Будды». В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон Будд в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же Будды).
В мифологии ваджраяны число Будд тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число их ограничивается пятью так называемыми дхьяни-буддами (букв, «буддами созерцания») и соответствующими им пятью земными Буддами. «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайро-чану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце 1-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совпадают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они скорее всего — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего.
По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), Бодхисатву, элемент, функцию и т. д… Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», т. е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.