ВАЛЬКИРИИ (ед. ч. — др.-исл. valkyrja, буквально, «выбирающая мёрт­вых, убитых»), в скандинавской ми­фологии воинственные девы, подчи­нённые Одину и участвующие в рас­пределении побед и смертей в битвах. Павших в бою храбрых воинов (эйнхе-риев) они уносят в вальхаллу и там прислуживают им — подносят питьё, следят за посудой и чашами. В «Ре­чах Гримнира» («Старшая Эдда») да­ётся перечень Валькирий (повторенный «Млад­шей Эддой»); некоторые их имена расшифровываются (Хильд — «бит­ва», Херфьётур — «путы войска», Хлёкк — «шум битвы», Труд — «си­ла», Христ — «потрясающая», Мист — «туманная»), другие — Скеггьёльд, Скёгуль, Гель (Гейр), Гейрахёд (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв — точной расшифровке не поддаются. Небесные Валькирии вместе с норнами, определяющими судьбу всех людей при рождении, составляют ка­тегорию низших женских божеств — дис.

В героических песнях «Старшей Эдды» Валькирии приобретают черты жен­щин-богатырок. Валькирии фигурируют в ка­честве возлюбленных героев Хельги и Вёлунда. Валькирия Сигрдриву, в последую­щей традиции отождествлённую с героиней популярного сюжета  эпоса о нибелунгах — Брюнхильдой, Один погружает в сон и наказывает (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обе­щал победу), а Агнару; её пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).

В исландской «Саге о Ньяле» со­хранилась «Песнь валькирий» (или «Песнь Дёрруда»); когда происходила знаменитая битва при Клонтарфе (1014) между ирландскими дружи­нами и скандинавскими викингами, двенадцать Валькирий, — рассказывается в саге, — ткали ткань из человеческих кишок и пели эту зловещую песнь.

 

Дата публикации: 28 февраля 2011 в 16:16