|
|
ВЕДЬМЫ (от др.-рус. вЬдь, «знание», «колдовство», «ведовство»), колдуньи - в низшей мифологии и народных поверьях женщины, вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей.
Вера в ведьм получила широкое распространение в средние века, чему способствовало христианское представление о женщине как источнике соблазна и греха (к ведьмам относили также сторонников язычества; на представления о них повлияли воспоминания о языческом жречестве и, возможно, богах, образы которых снижались до уровня нечистой силы).
Так называемая «охота за ведьмами» в Европе 15—17 вв. породила целую юриспруденцию, направленную против ведьм (1-й кодекс — «Молот ведьм», 1487).
Ведовство, как и неверие в ведьм, было объявлено ересью, предательством бога, особым преступлением, требующим применения пыток и смертной казни. Выделялись три категории Ведьм: «чёрные», творящие исключительно зло,«серые», которые могли совершать и добрые дела, «белые», помогающие человеку.
Большинство ведьм, согласно судебным процессам, относилось ко второй категории. Ведьмам вменялась в вину духовная и плотская ( Инкубы) связь с дьяволом, наущающим их насылать порчу на людей (считалось, что жертву колдовства должна постигать судьба восковой фигурки, изготовляемой специально для порчи и бросаемой в огонь и т. п., или какой-либо вещи, украденной у жертвы с той же целью), на скот (порча молока). Колдовству ведьм приписывали эпидемии, засуху, неурожай.
Ведьмы могли пред сказывать будущее, делать яды и приворотные зелья. Они наделялись способностями оборотничества, летать по воздуху, оживлять любой предмет, делаться невидимыми. Их атрибуты — летучие мыши, чёрный кот, помело, кочерга, волшебные травы...
Обычная внешность ведьм— безобразная старуха, но она может принять и облик молодой привлекательной женщины. Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек.
Для общения с нечистой силой ведьмы слетались на шабаш в Вальпургиеву ночь верхом на помеле, на козле или свинье, в которых могли превратить человека. Особенно опасными считались ведьмы в периоды календарных праздников, когда их вмешательство могло повредить урожаю и благополучию всего общества: верили, что тогда (особенно в Новый год) можно увидеть ведьм, проносящихся в буре вместе с другой нечистью. К календарным праздникам приурочивались у разных народов обряды «сожжения ведьм» — чучел; двери домов и хлевов помечались крестами, оберегами против ведьм.
Представления о ведьмах породили многочисленные средневековые легенды и позднейшие былички, нашли отражение в изобразительном искусстве (X. Бальдунг), в художественной литературе (У. Шекспир, Н. В. Гоголь).